Оперная певица Оксана Волкова стала первой белоруской, которая за последние 100 лет открыла сезон в Метрополитен-опера в Нью-Йорке.
Она исполняла партию Ольги из “Евгения Онегина”, на одной сцене с известной во всем мире Анной Нетребко в роли Татьяны.
В феврале оперная певица будет петь для белорусского зрителя в спектаклях “Набукко”, “Кармен”, а 20 февраля вновь исполнит арию Ольги из “Евгения Онегина”. TUT.BY поговорил со звездой белорусской оперы о нью-йоркском триумфе, дальнейших планах и развенчал мифы о специальных диетах артистов.
— Принимаете ли вы еще участие в конкурсах? Или уже можно сказать, что пошла цепная реакция, вас заметили и успешные выступления ведут к другим интересным предложениям?
— В вокальных конкурсах действуют ограничения по возрасту: для мужчин – до 35 лет, для женщин – до 32 лет. Если ты участвовал в престижных конкурсах, не хочется понижать уровень. Отпала и надобность в них: такая занятость, столько стран, театров – интерес уже не тот. Хотя я участвую в прослушиваниях и кастингах на постановку, это тоже своего рода конкурсы. Выигрывать их сейчас уже более приятно.
— Как проходит отбор на роли в известные оперные театры мира?
— Каждый театр сам определяет политику кастингов. Конечно, есть топ-певцы, которых считает за честь пригласить любой театр. Но их расписание очень плотное, и порой график расписан на много лет вперед. Тогда театральные агенты ищут новые имена, ездят на престижные конкурсы, устраивают прослушивания, на которые съезжаются артисты со всего мира.
Существует система международных агентств, у которых есть база данных с записями исполнителей и послужным списком. У меня были случаи, когда меня приглашали, просто послушав меня на YouTube, не зная лично. Агентства упрощают жизнь: об условиях работы договариваешься не ты лично, а твой агент, что повышает уровень договоренностей.
— Расскажите о вашем участии в открытии сезона в нью-йоркском театре “Метрополитен-опера”.
— Метрополитен-опера нередко называют театром звезд. В главных ролях вы редко встретите незнакомое имя. Если увидите, значит, это будущая звезда. Метрополитен очень серьезно подходит к выбору исполнителей. Меня слушали неоднократно и в спектаклях, и на конкурсах. Я специально летала в Нью-Йорк, чтобы получить роль Ольги в “Евгении Онегине”, и в прослушивании участвовали другие певицы. Прежде чем со мной случилось что-то хорошее, было вложено очень много труда.
Мне бы не хотелось сравнивать Метрополитен-оперу с другими театрами, потому что в разных местах разные подходы. Я дорожу отношениями с театрами, в которых пою часто, но в Метрополитен мне импонирует их четкая организация всего процесса, начиная от подбора парика, костюма, времени работы, расчета времени отдыха. Между спектаклями, как правило, четыре дня отдыха, и даже если ты заболел, есть возможность прийти в себя. В некоторых театрах эта система отсутствует. Если ты участвуешь в постановке, то поешь 7-8 спектаклей, что ценно, потому что ты определенное количество времени находишься в одном материале и не отвлекаешься.
Больше всего мне нравится окружение театра. Все певцы, которые там работают, – самого высокого уровня, и когда ты находишься среди них, учишься, общаешься, возникает дружба. В Нью-Йорке очень много русских певцов, выходцев из бывшего СССР, поэтому там чувствуешь себя как дома. В буфете русская речь порой звучит намного чаще, чем английская.
Я не вижу отличий, выхожу я на сцену в Минске, Москве или Нью-Йорке. Все равно это театр, публика, и ты всегда выкладываешься, будь то ДК или Метрополитен-опера.
— Чего вы хотели бы достичь? Какую роль исполнить? В каких ключевых постановках вы будете участвовать в ближайшее время?
— Планов много. Мне хочется расширить репертуар, хочется петь больше лирических героинь. Хочу спеть те роли, арии из которых я часто исполняю в концертах. В 2015 году у меня есть предложение от Пекинской оперы спеть в новой постановке “Самсона и Далилы”. Эта опера редко ставится. В партнерах у меня будет великий тенор современности Хосе Кура.
В следующем сезоне у меня будет совместная работа с Метрополитен-опера. Пока контракт не подписан, но предложение уже поступило.
Скоро у меня выходит диск, там будет 12 арий из опер мировой классики для меццо-сопрано. Мы записали его вместе с Александром Анисимовым и симфоническим оркестром. Это запись моего сольного концерта, который состоялся в прошлом году в филармонии. В Беларуси это первый такой опыт, и я очень надеюсь, что он будет успешным.
— Что определяет хорошего оперного певца? Почему даже те, кто не следит за оперной жизнью, знают Марию Каллас?
— В любом деле, каким бы талантом ты ни обладал, важны твои личностные качества. Есть очень много хороших певцов, но мы знаем и любим Паваротти, сопереживаем героиням Каллас. Прошло столько лет, а мы не можем их забыть. Значит, в них что-то такое было, чего не было больше ни у кого, – исключительная индивидуальность и дар отдавать себя, свои эмоции и грандиозный талант. Это что-то такое, что не оставляет равнодушным никого, неуловимая личностная энергия.
— Часто ли вам приходится быть в разъездах или вы большую часть времени в Минске? Какая у вас сейчас нагрузка в Большом театре?
— Год на год не приходится. Когда я только начинала, приходилось многим жертвовать. Практически год я была в Москве в Молодежной программе Большого театра России. Потом у меня появились предложения из других зарубежных театров, и я потратила какое-то количество времени на то, чтобы показать себя, познакомиться. Больше половины прошлого года я провела в разъездах. Полгода я была в Нью-Йорке.
Я пела в театре “Колон” в Буэнос-Айресе, в латвийской, пекинской опере. В нынешнем сезоне я решила больше времени проводить дома с семьей. Достигнуты какие-то результаты, поступают предложения на следующий сезон, но я понимаю, что мне нравится быть дома. Сейчас у меня уже есть возможность разумнее планировать свой график, чтобы не уставать. Когда долго находишься вне дома, возникает ощущение, что энергия просто уходит. А дома ее накапливаешь.
С января по апрель я буду принимать участие практически во всех моих спектаклях в Большом театре.
— Как удается совмещать роль жены, мамы и востребованной певицы? И хотелось бы вам, чтобы дети унаследовали ваш талант?
— Я не жду, что дети пойдут по моим стопам. Мы стараемся дать им возможность реализоваться в разных областях. Именно поэтому быть мамой достаточно трудно, у нас много кружков, дополнительных занятий, детей надо возить, забирать. Но я планирую свой график таким образом, чтобы делать это самостоятельно. У нас была няня, но сейчас мы обходимся без нее, помогают и бабушки. Но у меня есть долг перед детьми из-за своего периодического отсутствия, поэтому, когда я здесь, я стараюсь взять на себя максимальную нагрузку.
— Кем вы мечтали стать в детстве? Почему остановили свой выбор на опере и на каком этапе поняли, что это ваше?
— В детстве я хотела стать мультипликатором, насколько я сейчас могу вспомнить. Все мои школьные тетрадки и дневник были разрисованы мной придуманными мультяшными персонажами. Но потом как-то резко это желание у меня пропало. Петь мне нравилось всегда. Я подражала певцам, которых слышала по радио, и мне казалось, что получается у меня как минимум не хуже.
Оперное пение преподавали у нас в школе, мне очень повезло. И в Академию музыки я поступила, минуя обязательное среднее образование, получив таким образом большую возрастную фору. Любовь именно к оперному жанру формировалась уже во время учебы.
— Соблюдает ли оперный певец диету? Чего вам ни в коем случае нельзя? Какой у вас распорядок дня?
— Я веду совершенно неправильный образ жизни, с точки зрения оперной певицы. Я встаю в 7 утра, потому что детей нужно возить в школу и в садик. Я редко устраиваю себе дни безделья, даже перед спектаклем. К вечеру я устаю от того, что ничего не сделала, нагружаю себя делами. Я знаю, что многие певцы молчат в день спектакля, чтобы сберечь голос. В моем случае это просто невозможно.
Я ем мороженое в больших количествах, люблю семечки, соленое, кислое, горькое – вредное. Люблю и на ночь поесть, спеть в караоке. Если я чувствую, что начинаю набирать вес, и это приносит дискомфорт, тогда начинаю работать над собой. Но, конечно, я не веду себя легкомысленно накануне серьезных выступлений.
— При выборе партии вас ведут исключительно возможности вашего голоса или симпатия к роли? Существует ли пик в профессии певца, когда после определенного возраста его голос достигает расцвета?
— Все индивидуально. Есть великие певцы, которые, кроме того, что они талантливые музыканты, еще и очень умные люди. Они просчитывают свою карьеру, как математики, понимают, что хорошо, что плохо и в какое время, могут диктовать свои условия. Обычно присутствует страх: я отказался, другой это сделает, и про меня забудут. И все мы в этой гонке: раз дают, значит, надо брать. Немногие обладают свободой сказать “нет”.
Нужно быть уверенным в своей позиции, что на этом твоя карьера не закончится. Я знаю много певцов в возрасте, голоса которых звучат, как у молодых. У них это получилось не только благодаря природе, но и благодаря их интеллекту.
— Многие талантливые люди не находят здесь возможностей для раскрытия своего потенциала и уезжают. Перед вами когда-нибудь стоят такой выбор? Почему вы остаетесь в Минске?
— Мне нравится жить в Минске, мне комфортно. Здесь живут моя семья, друзья, здесь мой театр. Ко мне здесь хорошо относятся, меня понимают, никто не удерживает и не ставит ультиматумы. Я не знаю, что бы я делала, если бы мне поставили жесткие условия в театре. У нас взаимопонимание и хорошие отношения в коллективе.
— У вас есть любимый этап подготовки спектакля?
— Мне скучно, если я занимаюсь чем-то одним. Мне нужно все время менять род деятельности. И вся подготовка к спектаклю поддерживает мой интерес: это и подготовка костюма, примерки, репетиции, работа в классе с концертмейстером, когда впевается роль, общение с режиссером, репетиции с партнерами, и потом, как апофеоз, премьера, цветы, внимание и ощущение, что дело сделано. Поэтому меня увлекает весь процесс создания спектакля.
Анастасия Лукьянова, news.tut.by