Анатолий Соловьяненко – представитель редкой для современного молодого человека профессии – режиссер-постановщик оперы. Утверждает, что знает формулу успеха.
За глаза его часто упрекают в карьеризме и амбициозности – согласитесь, в наши дни всеобщего хаоса не самые большие грехи. Он не скрывает, что честолюбив, и не видит непреодолимых преград на пути к цели, но готов отказаться от любого грандиозного проекта, если от этого будет зависеть благополучие хотя бы одного человека.
– На «Первом национальном» какое-то время выходила передача «Антракт с Анатолием Соловьяненко», автором и ведущим которой были вы. Что случилось с проектом, почему его сняли с эфира?
– Передача выходила с 2002 по 2006 год. Мы получали много писем с благодарностями, особенно из тех регионов, где у людей нет возможности пойти в оперный театр или филармонию, повести туда своих детей.
Обычно авторская программа живет ровно столько, сколько держится на посту руководитель канала, при котором она была запущена. Я же работал при Сторожуке, Савенко, Стецькиве и немного захватил период руководства Виталия Докаленко. Но впоследствии, с изменением формата канала, очевидно, финансовый аспект стал определяющим.
В конце 2006-го мой контракт закончился, и на этом мы с телекомпанией расстались, хотя, я считаю, неправильно брать во внимание только финансовую сторону и рейтинги. Ведь никогда ни одна программа, посвященная проблемам духовности, культуры, искусства, не будет иметь такой же рейтинг, как, скажем, трансляция футбольных матчей. Выдающийся пианист Николай Петров как-то сказал:
«Если на Красной площади поставить женскую баню со щелями – очередь выстроится длиннее, чем в Мавзолей».
– Вы приверженец классической режиссуры, и ваш последний спектакль – «Норма» Виченцо Беллини – тому подтверждение. Удалось ли сказать что-то новое в оперном жанре?
– Так сложилось, что на киевской сцене эта опера никогда не ставилась. Сейчас у нас появилась плеяда молодых дарований, которые смогли исполнить сложнейшие партии «Нормы».
Прежде всего хочу сказать о двух замечательных молодых певицах – Виктории Ченской и Оксане Крамаревой. Виктория окончила Киевскую консерваторию, несколько лет работала в детском музыкальном театре, затем за границей, а теперь пришла к нам в Национальную оперу – очень талантливый музыкант и актриса.
Оксана окончила Харьковскую консерваторию, три года работает в нашем театре, в прошлом году стала лауреатом конкурса Пласидо Доминго, получила приз зрительских симпатий, а также Гран-при конкурса Елены Образцовой. Валерий Гергиев приглашал ее в Мариинский театр, но нам удалось удержать Оксану в Украине.
Молодой тенор Дмитрий Попов – уникальный певец, лауреат конкурса Пласидо Доминго, блестяще исполняет партию Палеона. Прекрасный бас экстра-класса Сергей Магера – лауреат 12 конкурсов, включая Гран-при на конкурсе Монсеррат Кабалье, недавно удостоен звания народного артиста Украины. В спектакле также заняты выдающиеся теноры – народный артист Украины Александр Гурц и Александр Дьяченко.
Мы работали над «Нормой» вместе с дирижером-постановщиком Николаем Дядюрой, сценографом Андреем Злобиным, его супругой – художником по костюмам Анной Ипатьевой. Конечно же, не могу не сказать о корифее оперного искусства, потрясающем хормейстере Льве Николаевиче Венедиктове. В итоге у нас получился качественный и необычайно красивый – как музыкально, так и визуально – спектакль.
– Бурю негодования среди некоторых ваших коллег вызвало присвоение вам в столь раннем возрасте, 28 лет, звания народного артиста Украины. Дескать, сыграли роль не столько ваши заслуги, сколько имя вашего выдающегося отца. Что вы скажете на это?
– Я не звезда шоу-бизнеса и никогда не занимался собственными пиар-кампаниями. Всегда считал, что работа режиссера – это работа в классе, на репетиции, за рабочим столом, а не на пресс-конференциях. Сегодня у нас появилась новая профессия – светский лев.
Сложно понять, в чем плодотворность этой деятельности, тем не менее, когда человек, который постоянно мелькает на телеэкранах, получает награду, это воспринимается как должное. Ну конечно, ведь он известный человек! А в чем его заслуги – никто не знает. Возможно, кто-то пытается таким образом получить предложения по работе. Я же ее имею с избытком. Кстати, воспользуюсь случаем и благодаря вашему изданию опубликую творческий отчет.
В моем багаже – три последних постановки Национальной оперы, две из которых вышли подряд. Это опера «Моисей» – она открывала и закрывала год Ивана Франко в Украине, и «Ярослав Мудрый», ставшая сегодня визиткой национального оперного репертуара. Мои спектакли были показаны более 80 раз. В Донецком оперном я поставил «Севильского цирюльника», с которым труппа с успехом гастролировала по всему миру.
А звание мне дали прежде всего за проведение правительственных концертов – более 300 концертных программ, из них 67 мероприятий с участием Президента Украины, а также глав иностранных государств. Я уже три года возглавляю государственное предприятие «Искусство Украины», которое специализируется на проведении таких акций.
– Вы думаете, зависть вызывают ваши молодость и успех?
– Я лишь хочу сказать, что когда человек занят работой, у него не остается времени на зависть. И посоветовать тем, кто живет этим чувством и пишет пасквили в Интернете, попытаться найти себя в жизни. Если кого-то, с кем мы учились вместе, раздражает, что он ездит на трамвае, а я на приличной машине, ему стоит знать, что, когда он пил пиво, я на заработанные деньги смотрел спектакли в огромном количестве, покупал книги, диски, занимался днем и ночью, получил три высших образования – юридическое, театральное и музыкальное (кстати, все три вуза окончил с красными дипломами).
Я кандидат наук по оперной режиссуре, занимаюсь творческой, преподавательской и научной деятельностью… Говорить, конечно, можно что угодно, но я считаю, что лучше делать.
– Вы честолюбивый человек?
– Да, я не лишен честолюбия, но я лишен тщеславия. Честолюбие для меня – это конечный результат того, что я делаю, когда это красиво, эстетично, когда это имеет какую-то ценность. Честолюбие для меня – это искреннее признание коллег и друзей, чье мнение мне дорого. Я всегда стремился к профессионализму, который, как горизонт: кажется, ты уже его достиг, а он все удаляется.
– Большинство выдающихся деятелей культуры и искусства были оппозиционны к власти. Как вы думаете, нужны ли «певцы свободы» сегодня?
– Сегодня у нас можно говорить что угодно. Но думаю, в наше время на ниве искусства сложно быть к кому-то в оппозиции, прежде всего потому, что нет позиции, которую бы кто-то отстаивал. К тому же сейчас нет цензуры как таковой. Меня поражают люди, рассказывающие, как они при Союзе боролись.
Не знаю, с кем они боролись, будучи членами партии, многие – секретарями парторганизаций, получая от советской власти все блага – начиная от машин и дач и заканчивая орденами Ленина. А теперь они рассказывают, что разлагали партию изнутри. Если посмотреть на многих наших деятелей, известных в 70-е и живущих теперь, сравнить их нынешнюю позицию и прежнюю – вы легко поймете, о ком я говорю.
– Знаю мнение некоторых близких вам людей, считающих, что вашего отца сознательно оскорбили, не дав вам возможности поступить на певческое отделение консерватории. Действительно ли это так? (Когда-то самого Анатолия Соловьяненко-старшего не приняли в Ленинградскую консерваторию. – Авт.)
– Я не хочу и не буду сравнивать свои и отцовские голосовые данные – это невозможно. Если говорить о моих занятиях вокалом, то к моменту поступления я уже несколько лет занимался с прекрасным педагогом – профессором Виктором Николаевичем Куриным.
Отец доверил ему меня как своему лучшему другу и многолетнему партнеру по сцене. Для поступления в консерваторию я был подготовлен достаточно хорошо, о профессиональной карьере не говорю, неизвестно, как бы она сложилась. Но я считаю, что когда близкие коллеги, с которыми отец прошел рука об руку много лет, поступили таким образом, – они нанесли ему удар даже не в сердце, а в спину… Но главных участников этих событий уже нет в живых, и для меня эта страница перевернута навсегда.
– Эта история послужила для вас хорошим уроком?
– Да, потеряв отца в 19 лет, я понял, что должен бороться за себя и добиваться поставленной цели. Я – Телец и если уж за что-то берусь, то «дуже завзято».
– Свою карьеру вы начинали с восстановления на сцене Национальной оперы «Лючии де Лямермур» Доницетти, в которой у вас возник гармоничный союз с известной певицей Ольгой Микитенко. Уже ходили слухи о скорой свадьбе, но она не состоялась. В чем причина?
– Эти отношения были очень дороги каждому из нас. А то, что не получилось семьи, – просто не судьба. Я много работаю в Украине, Ольга практически постоянно живет и работает за рубежом, в Венской опере. Между нами не было конфликта – мы просто поняли, что отношения в том формате, в котором они были, себя исчерпали. Расстались мы друзьями.
Что касается моей личной жизни сегодня, могу сказать, что я наконец нашел свой женский идеал, свою половинку, о которой мечтал.
– Какие постановки планируете осуществить?
– Не люблю говорить о будущих проектах – предпочитаю им уже реализованные. Человек, много говорящий о своих намерениях, из которых реализует 10%, выглядит неудачником, а человек, ничего не рассказывающий о своих планах, из которых потом осуществляет 1–2%, выглядит суперуспешным. Я вывел эту формулу для себя и делюсь ею с окружающими.
Оксана Ковалева, “Обозреватель”