30 сентября (суббота) в 15:00, в одном из крупнейших музеев Московской области – Государственном историко-художественном музее «Новый Иерусалим» (г. Истра) состоится уникальный концерт: Анастасия Лясканова (вокал) и Елена Гришина (гусли клавишные) представят концертную программу «Русская фантазия», в которой прозвучат народные былины и русские песни, духовные стихи, а также старинные и современные романсы.
О предстоящем концерте, оригинальном дуэте и своем творчестве рассказывает Анастасия Лясканова.
— Анастасия, как рождаются ваши концертные программы?
— Всегда по-разному. Бывает, приходит вспышка-озарение, а иногда напротив, идея вынашивается долго. Часто на это влияют люди, с которыми я знакома, а также собственные жизненные впечатления: мои внутренние переживания, выступления и поездки.
— Расскажите о программе «Русская фантазия». Почему так назвали?
— Я долго думала над ним. Такие разные по стилю, духу, музыкальной выразительности произведения собраны в одном концерте! Здесь и русская былина, и фольклорные песни разных областей России, и духовный стих, и старинные русские романсы, и песни советских композиторов, а также произведения современных авторов, написанных специально для меня.
Для меня «фантазия» – это обязательное условие творчества, импровизация на заданную тему. А «фантазировать» на тему «русской песни» для меня очень интересно!
— Как формировался ваш музыкальный вкус?
— Я всегда слушала только хорошую музыку. В нашей семье была огромная коллекция пластинок: Бах, Бетховен, концерты знаменитых пианистов – музыка разных эпох и стилей; советская эстрада: от Шульженко и Руслановой до Ротару и Пугачевой, а также французская и детская музыка. Когда я поступила в музыкальную школу, у меня уже была хорошая наслушенность, и это мне очень помогало!
Очень повезло с учителями по жизни. Еще в музыкальной школе мне объяснили, что талант дается человеку не просто так. И если человек не отдает его обратно людям, то он потом очень сильно страдает. Эти слова глубоко запали мне в душу, исполняя песни, мне всегда приятно осознавать, что этим я могу радовать людей…
— Что вам было дано от природы, а что развил в вас ваш педагог?
— Мой голос имеет достаточно широкий диапазон, чистую интонацию, у меня хорошая музыкальная память. Думаю, что главная заслуга моих учителей в том, что они никогда не старались меня переделать, а помогали раскрыть то, что уже было заложено природой.
Светлана Конпьяновна Игнатьева (мой педагог в РАМ имени Гнесиных) научила меня работать с песней, литературным словом. Мои педагоги также учили меня искать что-то свое: звук, манеру исполнения, стиль. Брать все самое хорошее, но не копировать!
Поначалу, я долго не могла найти свой путь, но потом поняла, что буду петь, как чувствую и понимаю, как хочу, и это будет только моя песня и интерпретация!
— Расскажите о своем дуэте с Еленой Гришиной. Что это за редкий инструмент, на котором она играет?
— Когда я впервые услышала Елену, поразило ее мастерство, музыкальность. Раньше я была знакома с клавишными гуслями только в составе оркестра. Игра Елены потрясла меня. Она владеет уникальным инструментом, специально созданным для нее московским мастером Андреем Лисенковым. Красота звука, его тембральность, мягкость… Это невозможно описать – это надо услышать!
Клавишные гусли впервые появились в Оркестре Василия Андреева, благодаря мастеру Августу Гергенсу – основателю фабрики клавишных инструментов – фортепиано и роялей в Санкт-Петербурге. Именно он и стал изобретателем клавишных гуслей, подсоединив к щипковым гуслям клавиатуру.
Удивительно и то, что мой голос идеально сочетается с этим инструментом. Мы с Еленой всегда на одной волне, и у нас есть возможность создавать что-то новое!
— Что сложнее – выступление с оркестром или с концертмейстером?
— Оркестр – это огромный отдельный мир! Он, как море, – может подхватить и понести тебя по волнам, а может захлестнуть и этой волною утопить! Я с бесконечным уважением отношусь к музыкантам, к дирижеру, потому что это удивительные люди: благодаря одному взмаху дирижерской палочки, одному энергетическому посылу, рождается музыка.
Дирижеры – люди особого характера. Всегда стараюсь быть очень деликатной в работе с ними. Когда репетирую, смотрю на музыкантов, вглядываюсь в их лица. И бывает приятно отмечать, что через 1-2 репетиции они уже смотрят тебе в глаза, слушают тебя, проявляют заинтересованность. Стараюсь петь так, чтобы им тоже было интересно, чтобы у них горели глаза, и они поживали эту песню со мной.
По поводу концертмейстера. Найти хорошего – большая удача. У меня есть такой человек – это великолепный пианист, композитор и аранжировщик Олег Губанов. С ним работается легко: всегда поможет, подхватит, и, кроме того, всегда поддержит мои идеи и пойдет мне навстречу.
Оркестр – это стихия, отдельный инструмент, организм… задача исполнителя за несколько репетиций стать его частью, но отдельной, чтобы он тебя не поглотил, а помог сделать и выразить то, что ты хочешь. Оркестр может, как «убить» тебя, так и поднять на высоту. Концертмейстер – это достаточно интимно, это разговор тет-а-тет…
— Русская народная песня, романс, авторская песня, что все-таки ближе?
— Конечно народная песня. Для меня это бесконечно глубокий источник вдохновения. Моя любовь на всю жизнь. Что касается романса – это особая эстетика. Сначала надо было накопить в своей душе опыт переживаний, наполнить ее – без этого невозможно спеть романс по-настоящему. Не поверят!
Беседовала Татьяна Эсаулова