26 сентября 2024 в Казани открылась II Международная лаборатория современной музыки Synesthesia Lab, которая продлится до 8 ноября. Здесь прозвучат 30 мировых премьер сочинений 22 участников лаборатории.
Уже в первые дни стало ясно, что каждое событие лаборатории уникально и вызывает большой резонанс среди любителей современного искусства. 27 сентября в Центре современной культуры «Смена» пианистка, руководитель ансамбля современной академической музыки InterText, со-основательница импровизационного коллектива tsarapina Алина Ежакова представила программу toy piano (игрушечное пианино). В программе концерта прозвучали произведения первого автора музыки для этого инструмента Джона Кейджа, современных композиторов Натана Дэвиса и Алексея Наджарова, а также сочинения участников лаборатории Лидии-Марии Кошевой, Владимира Ладомирова и Тяньюй Цзоу для игрушечного фортепиано с электроникой, детскими игрушками и другими объектами.
Несмотря на то, что инструмент изобрели для занятий музыкой с маленькими детьми, его клавиатура короче, а клавиши меньше – профессиональные музыканты активно используют «игрушку» для воплощения своих оригинальных авторских идей.
Мы спросили исполнительницу на этом необычном инструменте Алину Ежакову, почему ей пришла идея сыграть на игрушечном пианино:
— Я сильно увлекалась творчеством Джона Кейджа и обнаружила, что у него есть «Сюита для игрушечного фортепиано». Как выяснилось, это первая пьеса, когда-либо написанная для этого инструмента. Наверное, с этого все началось.
Позже я услышала запись концерта Маргарет Ленг Тан в Московской консерватории и поняла, что таких сочинений гораздо больше, мне захотелось всё о них узнать и приобрести такой инструмент себе. С этого момента всё закрутилось.
— А в детстве ты не играла на игрушечном фортепиано?
— В детстве у меня такого не было. Интересно, что в Советском союзе производились такие инструменты. Сейчас в моей коллекции есть парочка игрушечных фортепиано того времени.
— А на каких инструментах ты обычно играешь на сцене и играла сейчас? Это toy piano для взрослых или это действительно модные дорогие игрушки для детей?
— Чаще всего я использую два инструмента фирмы Schoenhut с 30-37 клавишами. Но у меня есть инструменты и поменьше, таких фирм, как «Пионер», Marite и Annele. Они достаточно доступны. При этом инструменты с 37 клавишами выглядят как настоящие маленькие рояли и называются Concert Grand Toy Piano.
Мне кажется, что изначальная цель – все-таки сделать «игрушку» для детей. А расширить сферу использования «игрушек» решили уже эти «сумасшедшие» музыканты… Надо сказать, что инструменты используют не только в академической музыке. Также игрушечные пианино применяют в кино, к ним обращаются популярные исполнители, например, Бьорк.
— Расскажи, пожалуйста, о программе твоего концерта для Лаборатории современных композиторов Synesthesia Lab. Композиторы прислали аннотации к своим произведениям, они очень своеобразные, интересные. Что ты думаешь о программе?
— Каждая пьеса по-своему уникальна. Есть некие заигрывания с тем же Кейджем, его музыкой для подзвученных игрушечных фортепиано. Например, как у Владимира Ладомирова. Есть что-то уходящее, отсылающее нас к детству.
Лидия-Мария Кошевая сама мне написала, что недавно стала мамой, и ее композиция пропитана темой детства. Это проявляется в быстрых пассажах, словно маленький бегающий ребенок, а также в фонограмме, где мы можем услышать элементы из мультфильма «Пиноккио».
В пьесе китайско-американского композитора Тяньюй Цзоу больше всего внимания уделено электронике, а остальное отдано на откуп исполнителю: его произведение построено на импровизации и возможностях электроники.
— Какова вообще специфика игры на этих инструментах? И сложно ли классическому музыканту перестроиться? Ведь там маленькие клавиши.
— Поначалу действительно непросто, потому что нужны другие усилия, а с другой стороны, если не дожать клавишу, то она не прозвучит. И вообще погрешность очень велика. Потому что эти инструменты хрупкие. Они быстро расшатываются.
Конечно, нужно к ним приспособиться. Недавно я впервые попробовала играть на клавесине и мне показалось, что у этих инструментов похожее ощущение хрупкости и отдачи звука.
— Вопрос о педагогической специфике. Стоит ли детей начинать учить именно на этих детских фортепиано или сразу играть на “взрослых” инструментах?
— В первые годы жизни ребенка, наверное, можно что-то такое попробовать. Если интерес проявляется, то тогда уже задуматься о том, что надо музыкально развиваться дальше.
— А насколько целесообразен этот инструмент в плане обучения?
— В образовательной системе этого инструмента не существует. А дети в игровом моменте сейчас, в основном, играют на игрушечных синтезаторах. Все перешли на синтезаторы, и всё.
— Как часто композиторы обращаются к игрушечному фортепиано и как часто можно встретить исполнителей и концерты такой музыки?
— Что касается России, то вообще не часто. Я видела, за рубежом проходят целые фестивали, посвященные toy piano и только ему. Пишутся сочинения и даже оркестры с toy piano собирают. Там какое-то сумасшествие на эту тему.
У нас такого гораздо меньше. Мне кажется, что я немножечко «раскачала» эту тему. И сейчас вижу, то тут, то там кто-нибудь обзаводится игрушечными фортепиано. Например, Роман Пархоменко использовал toy piano в своем спектакле. Постепенно этот инструмент входит в обиход, и я чувствую, что причастна к этому процессу.
Synesthesia Lab – международная композиторская лаборатория, которую проводят Центр современной музыки Софии Губайдулиной и Союз композиторов России при поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Лаборатория проходит в рамках фестиваля «Звучащий Дом Софии». Премьеры сочинений авторов со всего мира звучат в исполнении ведущих российских коллективов: Московский ансамбль современной музыки (МАСМ), Оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной (приглашенный дирижёр – Фёдор Леднёв), Оркестр Euphoria (дирижер – Елизавета Корнеева), струнный квартет Vacuum, ансамбль InterText, ансамбль ударных инструментов «Пространство Ритма».
В программу лаборатории также входят лекции, мастер-классы, а также премьера экспериментального электронного проекта SYNTHESIA, для которого был приглашен известный музыкальный продюсер, композитор, основатель культовой российской группы «Гости из будущего», сооснователь фолтроник-проекта Zventa Sventana – Юрий Усачев. SYNTH – аллюзия к электронной музыке и рейву. Здесь на одной сцене выступят музыканты совершенно разных направлений: академической, электронной и поп-музыки. Куратор проекта – композитор и дирижер Роман Пархоменко. Продюсер – музыковед и музыкальный журналист Владимир Жалнин.
Беседовала Лилия Исхакова