Алексей Фомин, директор Государственного театра оперы и балета Удмуртии, не скрывает – на всю его жизнь огромное влияние оказали папа Юрий Александрович и мама Валентина Зотовна. Именно они отдали его в школу с музыкальным уклоном. Именно они решили, что сын будет играть на баяне и поступит в музыкальное училище.
А ведь сам Алексей Фомин, главный приверженец классической музыки в Удмуртии и человек, который вместе с командой республиканской филармонии сделал мегапопулярным фестиваль Чайковского, в молодости думал стать… поваром.
«Никогда не хотел заниматься музыкой»
Мы встретились с Алексеем в его кабинете в театре. Ну, как новом – пока полностью отремонтирована только видимая зрителям часть театра. Все внутренние помещения еще ждут своей очереди.
И кабинет директора одного из главных театров Удмуртии совсем не такой пафосный, как представлялось в начале. Большой портрет Чайковского – Алексей привез его с собой из филармонии, – стол цвета венге, стулья, где-то стоит диванчик. Вот и вся нехитрая обстановка кабинета.
«Я тебе ничего не буду говорить про театр – дал обещание пока не давать интервью в качестве директора»,
– сразу предупредил Алексей.
«Хорошо,
– отвечаю я, но, не удержавшись, спрашиваю про самое больное.
– Скажи, билеты в театр наконец-то можно будет купить? Ведь сейчас это сделать почти нереально – исчезают сразу».
Алексей Фомин вкрадчиво улыбается и говорит «да!». И после этого начинает рассказ о себе.
Он родился в деревне Баграш-Бигра Малопургинского района в 1983 году. Его семья прожила там 4 года и переехала в село Ягул Завьяловского района.
Родители Алексея педагоги. Отец – филолог, преподавал русский, удмуртский язык и литературу, мама – математик. В детский сад Алексей не ходил, а в первый класс попал в шесть лет.
«Я часто проводил время в школе, раз родители там работали. Моими друзьями были старшеклассники. Однажды я чуть не сорвал урок, и родители решили – пора учить меня уму-разуму! Я пошел в школу 13 сентября. В 6 лет я не умел ни читать, ни писать. У меня даже школьной формы и портфеля не было, так с пакетиком и пошел.
Я вообще не понимал, что происходит. Помню, в классе было что-то наподобие доски почета. И мне было обидно, что меня там нет. Но уже в ноябре я там появился как лучший чтец класса»,
– вспоминает Алексей.
Потом Фомины переехали в Ижевск. И маленького Лешу определили в школу-интернат для одаренных детей. Почему туда? Потому что отец хотел, чтобы его сын изучал родной язык, умел читать и писать на нем. А единственной школой с уроками удмуртского языка в 1992 году оказалась школа-интернат № 2 на ул. Ленина. Причем она была с музыкальным уклоном.
«Я вообще никогда не хотел заниматься музыкой. Меня в июле сдернули со стадиона: папа сказал, что я должен пройти какие-то экзамены. Пока ехали в трамвае, папа задал мне ритмический ход и велел повторять. А еще спросил, какую песню я буду петь. А мы с сестрой, которая училась играть на гитаре, как раз пели песню «Шел парнишка по тропинке»,
– рассказывает Алексей.
– Я прохожу все экзамены, меня отвозят обратно на стадион, продолжаю играть в футбол, ничего не подозревая вообще. А потом мне сообщают, что экзамены я прошел и еду в школу-интернат. А для меня интернат – это сироты, боялся, что родители хотят отказаться от меня. И это был скандал. Правда, внутренний, – я не мог им сказать.
И первые полгода в 5-м классе прошли в слезах: у меня был стресс. Конечно, потом все наладилось…»
В школе всем ребятам дали список музыкальных инструментов и попросили выбрать, на чем они хотят играть. Леше понравилось слово «дудка», и он записался на нее. Но папа вновь все решил за сына – посчитал, что лучше баян. Ведь баянист на хлеб всегда заработает. Алексею повезло с преподавателем, который умудрился влюбить его в этот инструмент.
Хотел стать поваром
После окончания школы Алексей думал поступать в… кулинарное училище. Но родители сказали твердое «нет» – сын должен стать музыкантом. В 2001 году Алексей окончил Ижевское музыкальное училище по специальности «Инструментальное исполнительство по классу баяна».
Чтобы поступить в консерваторию в Екатеринбург, занимался на баяне по 8-10 часов в день. Но уже на втором курсе консерватории понял, что совсем не хочет быть баянистом. Так началась «эпопея с дирижированием» – в 2006 году окончил Уральскую государственную консерваторию им. Мусоргского по специальностям «Дирижирование», «Инструментальное исполнительство».
«Во время учебы подрабатывал – был концертмейстером в народных коллективах бабушек. И, если честно, был спортивный интерес, сколько я потяну таких коллективов. В итоге в один период таких хоров оказалось 10! Одновременно!
– Алексей смеется.
– Однажды два месяца вообще не появлялся в консерватории – была череда праздников и событий. Во многом репертуар хоров совпадал – песни одни и те же, только в разной тональности. В итоге в голове бардак, один из концертов я просто провалил, перепутав все, что можно.
После этого оставил один хор для подработки и параллельно вел кружок музыки при ДК».
«И там оказалось счастье мое»
После окончания консерватории Алексей возвращается в Ижевск и начинает работать дирижером в Театре оперы и балета Удмуртии. Параллельно поступает на оперно-симфоническую кафедру, ездит в Екатеринбург на сессии и экзамены.
В 2009 году уходит из театра и переходит в Удмуртскую государственную филармонию.
«И там оказалось счастье мое… Через два года меня назначают директором. В 27 лет.
Я не стремился к этому, честно. Это был риск Александра Александровича Волкова, в то время Президента Удмуртии, и Дмитрия Евгеньевича Иванова, тогда министра культуры. На выбор были три фамилии, из них я – самый молодой и неопытный. И Александр Александрович сказал Дмитрию Евгеньевичу: «Давай попробуем. Ну не пойдет, другого поставим».
И, как говорит Алексей, в нем проснулся его синдром отличника – нужно все сделать на пять с плюсом. В то время он ничего не понимал в сфере управления. Но именно при нем филармония изменилась до неузнаваемости.
«Не я один, команда филармонии, потому что мне одному не реально было это сделать,
– Алексей несколько раз это подчеркивает.
– Но, да, я действительно сформировал ту команду, которая шла к поставленным целям».
Его первой целью на посту директора стало изменение физического облика филармонии и ее материально-технического состояния.
«Первым шагом на посту директора стал ремонт концертного зала. Меня не устраивала акустика: в старом зале были окна и шторы, которые глушили звук. Я не понимал, как это сделать. Но у меня было желание и был человек – зав по АХЧ Александр Григорьев: такой же сумасшедший, как и я.
Все совпало: летом 2012-го мы начали ремонт, совершенно не понимая, к чему это приведет. И если вспомнить те «апартаменты» и посмотреть сейчас, то это кардинально разные здания».
Вторая цель – моральная: приобщить людей к классической музыке.
«Мы должны были научиться разговаривать на обычном языке о высоком. Почему я не хожу в филармонию? Ответ, как правило: до этой музыки нужно дорасти, у меня нет образования, чтобы понимать симфонию.
Отчего это идет? Мы сами возвели себя – мол, вам еще дорасти до нашей музыки. Я же считал, что нужно было научиться разговаривать и где-то упрощать, но не сам продукт, а его подачу. Ну и, конечно, использовать маркетинговые технологии, которые должны были работать: соцсети, таргетированная реклама, рекламные конструкции и т. д.
Мне кажется, что мы кардинально обновили моральную удовлетворенность и аудиторию филармонии. Если раньше наша целевая аудитория была 60+, то сейчас – 40+. И это очередная, я считаю, победа академической музыки над массовой культурой. В то же время не думаю, что академическая музыка станет массовой культурой, да, наверное, этого и не должно быть».
Кстати, несмотря на всю любовь к академической музыке, Алексей любит слушать и популярную.
«Мне очень нравится акустический Никольский, я вообще люблю русский рок. Искренне. В машине слушаю «Наше радио», причем меня больше захватывает акустика».
Старейший фестиваль в России
За 12 лет, которые Алексей провел в кресле директора филармонии, многое изменилось. И это не только про ремонт здания. Это про проекты, которые появились за это время. Например, «Музыка летом» (0+).
«В 2016 году мы поставили шатер около филармонии, начали транслировать классическую музыку. Потом были попытки разовых историй по городу на площадках.
Но окончательно все поменялось в 2020 году во время пандемии. Когда репетировать было можно, а концерты в помещениях давать нельзя. А энергию артистам нужно куда-то выплеснуть. И спасибо за понимание руководству республики, которые поддержали нашу идею.
Я помню, какой шквал критики тогда на нас обрушился, но сейчас такие летние музыкальные концерты собирают тысячи людей на Центральной площади и в парках города! И это круто!»
Еще один успешный проект – международный музыкальный фестиваль «На родине П. И. Чайковского». Его история началась еще в 1958 году, и сейчас это действительно одно из главных и значимых событий в культурной жизни республики.
«Удмуртия может быть центром притяжения для любителей академической музыки со всей России. Фестиваль стал заметен. Фестиваль действительно начал привлекать, в том числе, и какие-то экономические истории.
Мы историю нашего периода начинали с трех концертов в зале, а сейчас это более 12 тысяч проданных билетов, причем их цена – как на хорошие места в театре. И для меня это, конечно, победа, победа команды филармонии».
Кстати, идея провести часть фестивальных концертов на стадионе «Динамо» возникла совершенно случайно.
«В январе 2021-го, проезжая мимо «Динамо» на машине и остановившись на светофоре, я думал о переносе фестиваля. Это был самый разгар пандемии, этого было не избежать. Случайно повернул голову в сторону стадиона – мысль!
Я развернулся, пришел к директору Алексею Киселеву и попросил показать стадион. Он мне: «Там же все в снегу». Но я уже загорелся этой идеей. Походил, посмотрел: классно!
Ничего не сказав, спросил: «Даешь в аренду?» «Да, без вопросов, только объясни для чего?» «Все потом». Прихожу в филармонию, собираю своих замов, говорю: «Давайте фестиваль Чайковского проведем на стадионе!» Вы бы видели выражение их лиц… Но потом все признались, что получилась крутая история»,
– Алексей довольно улыбается.
Новая ступень – директор Театра опера и балета Удмуртии
В августе 2023 года Алексей Фомин покинул директорское кресло филармонии и стал директором Театра оперы и балета Удмуртии.
— Я мечтал поменять что-то в жизни. Мне хотелось развития.
Я смотрел другие регионы, прошел собеседование на должность директора филармонии в другом регионе. Но осознание, что я не хочу расставаться с удмуртской землей, пришло чуть позже, чем поездка на собеседование. Я отказался. И через некоторое время мне предложили возглавить театр. Согласился. Тем более, что в моем становлении театр сыграл важную роль.
— Какие планы в качестве директора?
— Здесь есть над чем работать. Это и репертуарная политика, и безопасность – проблемы тоже есть, причем как на сцене, так и в цехах.
Здесь больше возможностей, но я рядом и всегда готов помогать филармонии. И даже больше – работать в синтезе, учитывать интересы того или иного организатора концертов!
Жену нашел папа!
— А как ты познакомился с женой?
— В депрессии!
(Я удивленно гляжу на Алексея, который говорит совершенно серьезно).
«Это был конец 2006 года. Я вернулся после учебы в Ижевск. Все друзья остались в Екатеринбурге. В общем, грустно.
Однажды сестра – она у меня медик – говорит, что с врачами в клубе собирается и приглашает меня. Подумал, подумал и согласился. Популярный тогда клуб «Ю-денс». С сестрой была Вера. Познакомились. Проводил. Понравилась. И исчез на 2 недели. Потом пишу ей какую-то случайную смс с просьбой о встрече. Она согласилась. И понеслось… Вот я уже еду знакомиться с ее родителями, потом мои родители едут знакомиться, мы женимся».
И только потом Алексей узнал, что вся эта свадьба – хитро продуманный план его папы. Он лечился в больнице и приметил врача – Вера как раз там проходила ординатуру. И принял решение, что она будет его снохой. Сговорился с сестрой Алексея, – мол, надо их познакомить, но осторожно, чтоб тот ни о чем не догадался. Потому как такие попытки уже были. План у них созревал 5 месяцев, и все получилось отлично!
«Но ты счастлив?» – спрашиваю.
«Еще бы! С 2007 года вместе, уже 16 лет!» – улыбается Алексей. У них с Верой двое детей. Кате 11 лет. Она уже вовсю строит планы, что будет стоматологом и откроет свою клинику.
«Димка – ему 6 лет – раздолбай! – Алексей, смеясь, отмахивается. – Что ему интересно, то делает хорошо, что не интересно – не делает».
— Ты строгий папа?
— Нет. Дочь из меня веревки вьет. Она должна понять важность мужской любви. Я ее научил принимать цветы – дарю ей цветы с 3 лет. Мы позволяем себе отдельно ото всех гулять. А с сыном балуемся, играем и веселимся.
— А спортом занимаешься?
— Бегаю. 6 лет назад начал. Тогда я весил 114 кг. Однажды поднялся на 4 этаж и понял, что у меня одышка. Мне всего 35 лет, а у меня одышка на 4-м этаже. Леша, делай уже что-нибудь! Я записался в тренажерный. На месяц. Начал ходить. Но мне настолько скучно там было: я на беговой дорожке начал считать, сколько белых машин проедет в одну сторону, сколько – в другую. Не знал, чем себя занять.
В это же время, наверное, благодаря примеру Александра Владимировича Бречалова, в Ижевске стало модно бегать. Я все чаще и чаще стал встречаться с понятием «бег на улице». Решил пробежаться от дома до фитнес-центра. Понял, что мне нравится. Начал с одного километра, сейчас до 20 доходит. Тогда я бегал регулярно, похудел до 82 кг и испугался, что так и исчезну. Сейчас я обычный.
— Ты богатый?
— Богатый? А в чем измеряется богатство? Если сказать, что у меня много друзей, много родственников, то, да, я богатый человек. Если рассуждать про богатство в финансовом плане, то это далеко не самоцель. Деньги людей не делают счастливыми. Их же всегда не хватает. Сегодня деньги есть, а завтра их нет.
Занимается политикой
Алексей Фомин с 2020 года является членом постоянной комиссии гордумы Ижевска по социальной политике.
«После первой сессии гордумы я понял, что могу быть полезным для культуры. И это моя принципиальная позиция – школами и детсадами есть кому заниматься. За счет наказов были отремонтированы библиотека № 18, обновлен фасад школы искусств № 11, оказана помощь «Галерее» и театру «Молодой человек».
У меня есть еще полтора года, и я думаю, что еще многое что получится»,
– говорит Алексей.
Участие в выставке «Россия» на ВДНХ
Алексей говорит, что Удмуртия, Ижевск – это его дом. Место, где живет мама.
«Любимое место – лес и гора около вышки ГТРК в Металлурге. Люблю парк Кирова, очень нравится там гулять. Еще старая набережная. Если летом меня не могут найти, то я почти в 100 процентах сижу около воды, напитываюсь ее энергией и тишиной.
В последнее время с дочкой полюбили территорию санатория «Сосновый», там много белочек, которых иногда подкармливаем».
В прошлом году Алексей Фомин стал героем выставки «Россия» (0+) на ВДНХ, которую организовали по поручению Президента России. Теперь Алексея как одного из организаторов фестиваля «На родине П.И. Чайковского» можно увидеть на стенде «Мы из Удмуртии». Хотя он уверен, что там должна быть вся команда филармонии, а не он один.
«Однозначно нужно гордиться нашей республикой! Да, раньше она меньше звучала – закрытые предприятия закрывали и Удмуртию.
В 2001 году, когда я поступал в консерваторию, меня спросили: «У тебя папа – оленевод?». То есть у обычного человека не было понимания, что такое Удмуртия и где она вообще находится.
Сегодня я могу сказать, что про Удмуртию слышат! И это благодаря стараниям и энергетике Александра Владимировича Бречалова. Он действительно делает все, чтобы Удмуртия стала частью глобального мира»,
– подытоживая, говорит Алексей.
Ксения Аксенова, IzhLife