12 октября 2019 состоялось открытие СТАМ-фестиваля, который по сути является большим музыкально-просветительским проектом, причем весьма “долгоиграющим”.
Своими соображениями о проекте делится его художественный руководитель Алексей Чернов.
***
Проекту больше 10 лет. Он возник в 2007 году, можно сказать, стихийно, по инициативе группы композиторов, которые в какой-то момент просто захотели быть услышанными.
Форму фестивалю предал композитор Юрий Кудряшов, который стоял у истоков проекта. Название (СТАМ – Современная Тональная Академическая Музыка), а также идея того, что именно публика путем голосования выбирает победителей конкурса композиторов принадлежит именно ему.
Долгожительство СТАМ-фестиваля, на мой взгляд, как раз обусловлено этой здравой идеей слушательского голосования. Именно оно создает живую среду для объединения людей, любящих подлинное, тонкое искусство и непосредственно музыкантов, которые это самое искусство создают. Никто не чувствует себя лишним. Идеальная формула со-творчества. Именно поэтому у фестиваля всегда находятся энтузиасты, готовые помогать в реализации проекта.
— Одно из главных критериев, предъявляемым к сочинениям, на этапе отбора экспертами является “высокий профессионализм, зрелость, “понятность” для слушателя”. Что вы подразумеваете под “понятностью”?
— «Понятность» в музыке, конечно, для каждого своя, но здесь мы скорее всего имеем в виду феномен «отзывчивости» современного произведения, его способность «тронуть душу» у большего количества людей. Возможно эта «понятность» будет строится на иррациональном зерне слушательского восприятия. Одним словом, музыка СТАМ-фестиваля ориентирована на людей, которые могут ее понять без дополнительного узкоспециального комплекса знаний, без глубокого погружения в технику авангарда или течения постмодернизма.
— Может ли “понятность” способствовать популярности произведения? И в целом, что мешает композиторам “второго ряда”, которым традиционно посвящен фестиваль, при всем их профессионализме и зрелости, всё-таки, находится не в авангарде. И может ли с кем-то из них случится та же история, что и с Бахом, гений которого получил европейское признание спустя почти что век?
— Способствует ли «понятность» произведения популярности вопрос очень сложный, потому что сейчас в мире параллельно существуют много разных течений, направлений, движений. Ничего не стоит на месте. Допустим вчера была в моде «новая сложность», сегодня минимализм, завтра что-то другое. Главное сейчас, не следовать трендам, а гнуть свою линию. Линию профессионализма, зрелости и высокого качества музыки. Только так, на мой взгляд, музыка имеет шансы остаться во времени.
Вполне возможно, что история, которая случилась с Бахом, музыка которого получила признание, спустя почти век произойдет и снами, но главное, чтобы мы сами были честны перед своей музыкантской совестью и понимали, что мы творим и поддерживаем настоящее искусство, а не следуем трендам и не гонимся за популярностью.
— Как вы думаете, что необходимо музыкальному фестивалю для его успешности и долгосрочности? Все ли держится на личности его идейного вдохновителя? Всегда ли честность и неангажированность жюри помогает конкурсу выживать?
— На сегодняшний день моя задача как руководителя фестиваля – сохранить и развить его идею и вывести фестиваль на качественно новый уровень. Ежегодно повышается качество отобранных сочинений, которые звучат на СТАМ-фестивале, а также улучшаются и упрощаются нюансы организационного плана. Кроме этого мне удалось включить СТАМ-фест в орбиту творческого объединения “Взгляд в настоящее”, глобальная концепция которого ярко отражает принцип подлинности, ценности создающегося в настоящем профессионального искусства, которое создается практически на наших глазах.
Что касается неангажированности, то это единственное условие выживания события или явления в мире музыки.
— Маститые эксперты-члены жюри – одно из главных критериев для выбора исполнителем фестиваля или конкурса. Вы, как известный эксперт конкурсной среды, могли бы выделить ведущие, на данный момент, конкурсы, связанные не только с состязательной, но и с просветительской и квалификационной составляющей?
— Одно из последних, действительно впечатливших меня событий стал Grand piano in palace – Санкт Петербургский творческий проект пианиста Александра Яковлева, куда я был приглашен и как эксперт, и как спикер. Это настоящий праздник музыки. Организаторам фестиваля удалось как раз-таки создать ту необходимую питательную среду для музыкантов, которая и вдохновляет, и подстегивает профессиональный азарт, и дает возможность узнать что-то новое, поскольку там на протяжении почти десяти дней работали платформы с мастер-классами, лекториями и главное, концертными площадками.
Хочу отметить, что помимо того, что Александр Яковлев является моим коллегой и другом он – бескомпромиссный профессионал. Я очень ценю его как пианиста, как личность, и, безусловно, всегда рад поддержать его начинания и поучаствовать в любом его проекте. Помимо того, что наш профессиональный долг – поддержка и живое участие в проектах друг друга – мы еще все-таки стремимся объединить музыкальный мир, и те его силы, которые могли бы этот мир облагородить и поменять. Даже если мой фестиваль и его фестиваль не имеют концепционных точек соприкосновения, мы вполне могли бы придумать формат, который нам позволит объединиться в будущем.
— Может ли практика сессионных академий, творческих школ, мастер классов вырастить крепкого музыканта. Или важно придерживаться какой-то школы? Как вы думаете, имеет ли смысл говорить о формирование региональных исполнительских школ?
— Практика мастер классов и творческих школ, конечно, не сможет полноценно вырастить музыканта. Но эта практика тоже очень важна, поскольку позволяет музыканту видеть разные взгляды, может его вдохновить, стимулировать. Что касается исполнительских школ, то сейчас такое большое разнообразие подходов к обучению, и так много ветвей которые растут из разных традиций, что говорить о формировании исполнительских школ, тем более региональных будет неправильно.
Думаю, что сейчас главная идея скорее заключается в том, чтобы поддерживать высокий профессиональный уровень в целом, потому что в современном музыкальном мире существует проблема профессионализма, и ей уделяется очень мало времени и внимания.
— Какие главные критерии для вас, как для педагога являются главными в деле развития юного музыканта-пианиста? Чему, как вам кажется, надо научить ребенка в первую очередь? Что он должен непременно запомнить на всю жизнь?
— Главная задача для меня как для педагога – это, прежде всего, не просто научить, а сподвигнуть детей любить музыку. Это зерно, из которого растет намерение, инициативность, вовлеченность в музыкальный процесс. Если ребенок занимается на инструменте только потому что у него получается, есть способности и склонности, то мне, например, абсолютно ясно, что этого мало. Только если ребенок по-настоящему любит музыку, он сможет открыть новые миры. Ведь его личность – отдельный космос, стремящийся к самовыражению.
Я абсолютно убежден, что в деле раскрытия музыкального потенциала важным является комплексный подход. Ребенка нужно учить любить музыку, постоянно говорить о ней, обсуждать не только те произведения, которые составляют его репертуар, но всё, что он услышал, увидел, особенно музыкальные явления из другой сферы. Например, с пианистами обсуждать оперы, симфонии и, конечно, дать арсенал средств выражения своих переживаний, то есть базовые навыки композиции.
— Целевая аудитория вашего фестиваля – кто она?
— Целевая аудитория СТАМ-фестиваля это прежде всего люди, которые ценят настоящее, серьезное искусство, что не имеет привязки к возрасту, социальному статусу, положению. Прежде всего, это меломаны, которые ходят в концертные залы и коллеги-музыканты, которым интересен весь звуковой мир. Возможно, это молодежь с активной жизненной позицией, люди, которые устали от рутины и банальности, которые хотят наполнить свою душу силой серьезного, подлинного, живого искусства.
— Что бы вы сказали или посоветовали слушателям СТАМ-фестиваля, которые будут решать судьбу отобранных экспертами композиторов?
— Нашим слушателям я, прежде всего, хотел бы посоветовать прийти 12 октября в 14:00 в Рахманиновский зал Московской консерватории. Тем, кто придет, и будет оценивать сочинения молодых композиторов я посоветовал бы быть в оценке этой музыки максимально искренними. Отмечать именно те сочинения, которые принесут наибольшее количество мгновений счастья в момент прослушивания той или иной композиции. Непредвзятая, непосредственная, искренняя оценка публики – это и есть главная ценность СТАМ-фестиваля.
Беседовала Александра Мельникова