Вокруг России сейчас бушуют страсти. А Денис Мацуев свой международный фестиваль проводит. Что он в такой неблагоприятной обстановке делать будет?
– Будем наслаждаться игрой талантливых молодых пианистов, – говорит народный артист РФ пианист Денис Мацуев, худрук Международного конкурса молодых пианистов Grand Piano Competition, который пройдёт в Москве с 29 апреля по 5 мая.
– Два года назад, когда конкурс проходил впервые, отбирая участников, мы поражались уровню их мастерства. Казалось, ну куда уж выше? Но по тем видеозаявкам, что пришли в этом году, могу утверждать: на этот раз уровень просто беспрецедентный! Всего было 98 заявок из 26 стран мира, и жюри пришлось проделать тяжелейшую работу, чтобы отобрать 15 счастливчиков – молодых музыкантов в возрасте до 16 лет.
— Почему 15 счастливчиков? Победитель-то обычно один!
— 15! Потому что такого формата, как у нашего конкурса, нет нигде в мире. Те, кто прошёл отбор, гарантированно играют и сольное выступление, и финал в сопровождении оркестра, за дирижёрский пульт которого встанет маэстро Александр Сладковский. Так что проигравших, по большому счёту, нет.
Что до международной обстановки… Я всегда говорил, что классическая музыка – это терапевт. На музыку не влияет то, что происходит за стенами концертного зала.
Филармония – это такой оазис, который так необходим сейчас в любой точке мира, потому что каждый день сегодня кого-то где-то трясёт. Поэтому всех, кто придёт на наш конкурс в зал Чайковского, и зрителей канала «Медичи» ожидает глоток свежего воздуха.
— География участников меняется?
– В этот раз заявка пришла даже из Танзании. Один парень из Коста-Рики совершенно потряс меня. Да, у него не получилось пройти в финал. Но что делать – это такой праздник музыки со слезами на глазах. (Смеётся.) Но и Россия представлена достойно.
– Два года назад вы провели Grand Piano в первый раз. Какие-то уроки учли? Или первый блин комом не оказался?
– Тот формат, который мы выбрали, на мой взгляд, самый совершенный. Потому что, во-первых, у жюри есть возможность услышать всех участников и сольно, и с оркестром. А во-вторых, между этими двумя турами никто не вылетает, поэтому нет тех обид, разочарования или, не дай бог, потрясений, которые обычно присутствуют на любом конкурсе.
Здесь же юная душа! И не хочется никаких надломов. На гала-концерте одному из ребят будет вручён Гран-при – концертный рояль. Но и остальные участники не останутся в обиде – им гарантированы выступления с ведущими оркестрами. А ведь это, пожалуй, и есть самое главное – у ребят появляется перспектива.
У тех победителей, что определились два года назад, выстроилась потрясающая карьера, кто-то уже побеждает во взрослых конкурсах, развивается. Хотя гарантировать, что каждого на протяжении всей жизни будут ожидать только взлёты и победы, невозможно.
– В последнее время вести с «культурного фронта» приходят радостные: увеличилось количество грантов и коллективам, и талантливым ученикам, закуплено 1000 пианино для музыкальных школ. Культуру перестали финансировать по остаточному принципу?
– Да, изменения к лучшему происходят, хотя, конечно, невозможно в одночасье всё изменить. Я человек независтливый, но, попадая в Китай, начинаю по-хорошему завидовать, потому что там вложения что в культуру, что в спорт огромные. Нам до этого ещё очень далеко.
Но то, что и у нас наметились просветы, – замечательно! В России снова начинают выпускать музыкальные инструменты, и ребятам в музыкальных школах больше не придётся играть на допотопных разбитых пианино. Гастрольная карта наших оркестров расширяется. И концертные залы в регионах переполнены.
А самое главное, у нас по-прежнему появляются выдающиеся таланты. И мы постараемся сделать всё, чтобы эти новые имена услышал мир.
Юлия Шигарева, “АиФ“