В начале апреля 2021 ClassicalMusicNews.Ru перепечатал два материала, имеющие отношение к кризису в “Царицынской опере” в Волгограде. Один из наших читателей, знакомый с ситуацией, предложил поделиться своим взглядом на произошедшее.
С удовольствием предоставляем ему эту возможность.
***
Десятого апреля 2021 года интернет-ресурс ClassicalMusicNews.Ru разместил у себя статью, опубликованную в таком же электронном издании «Информационное агенство «Высота 102» под заголовком «В Волгограде садовницей «Царицынской оперы» с хорошей зарплатой оказалась дочь директора».
Напомню, речь в статье шла об увольнении директора Волгоградского театра «Царицынская опера» Пикмана Л.Б. за, якобы, многочисленные нарушения, которые были опубликованы ИА «Высота 102» на основании акта проверки Комитета по культуре Администрации Волгоградской области. (см ссылку). Однако само увольнение состоялось без ссылок на данный акт, просто в одностороннем порядке, по инициативе Комитета по культуре.
Репост статьи ИА «Высота 102» вызвал резкие отклики на страницах в Фейсбуке. Основной их посыл сводится к поддержке директора и осуждении ClassicalMusicNews.Ru за то, что издание «изменило формат» и скатывается в сторону «жёлтой прессы». Вот, мол, ради поднятия рейтинга, «прогибается под изменчивый мир» из конъюнктурных соображений вместо того, чтобы, говоря в «высоком штиле» о новостях в мире классического музыкального искусства, сеять «разумное, доброе, вечное».
На первый взгляд, именно так и может показаться. Действительно, статья весьма тенденциозно преподносит ситуацию в очень негативном, для г-на Пикмана, свете. Тем более, что не очень понятно, откуда у ИА «Высота 102» информация относительно нарушений, если не из непосредственно Комитета по культуре, что придаёт статье ещё более «заказной» вид.
Правда, редакция разместила на странице ещё одну статью, описывающую компанию в поддержку бывшего директора, однако и тон статьи, и характер её весьма уступают предыдущей и по остроте языка, и по количеству фактов, которые ещё и преподносятся довольно вяло. То ли дело статья – источник полемики, которая привлекает внимание уже одним своим названием.
Название интригующее. Воспроизведём его в ещё разок, для освежения памяти: «В Волгограде садовницей «Царицынской оперы» с хорошей зарплатой оказалась дочь директора». Слова «садовница» и «Царицынская» своим имперским и пейзанско-пасторальным колоритом вызывают в воображении параллели и с Версальскими фейериями, и оперными пасторалями графов Шереметевых, и с оперным домом в Царицыно в Москве (не имеющим, кстати, к «Царицынской опере» ни малейшего отношения, как, впрочем, и к Царицыну, в принципе) и даже с творчеством автора детективов г-жой Донцовой, у которой садовник – это постоянный персонаж быта одной из главных героинь её произведений.
Видимо, последняя аллюзия своей детективно-беллетристической составляющей и могла заинтересовать уважаемое в среде любителей классической музыки издание, в результате чего оно сочло возможным перепостить его на своих страницах.
Наверное, для разгрузки «сурьёзу», как говаривал незабвеннный г-н Огурцов. Дескать, пусть аудитория отдохнёт от высоких материй и развлечётся закулисными дрязгами небольшого провинциального театра. Эдакий «Пикник на обочине».
Ну, а уж упоминание чужой хорошей, да ещё «незаконной» и «незаслуженной» зарплаты, да ещё и «блатные», родственно-коррупционные взаимоотношения в среде служителей Мельпомены – и подавно беспроигрышный ход, железно обеспечивающий интерес у аудитории ресурса.
Вероятно, возможна и такая трактовка этой публикации на страницах ClassicalMusicNews.Ru, но призываем читателей не торопиться с выводами.
Для начала предлагаем посмотреть на результат увольнения директора «Царицынской оперы»:
- конфликт со спонсорами театра, которые, если верить информации от администрации театра, в отсутствие г-на Пикмана, с которым у них были договорённости, не хотят в дальнейшем сотрудничать с «Царицынской оперой»;
- как следствие, приостановка и, фактически, угроза срыва таких проектов, как постановка «Риголетто» Дж.Верди, фестиваль «Оперный альянс», гастрольная поездка в Москву для участия в фестивале «Видеть музыку» и др.;
- проблемы денежной компенсации артистам за аренду жилья;
- и многое другое, что было возможно при прежнем директоре театра, что грозит оттоком кадров и снижением качества работы театра.
Источники, близкие к Комитету по культуре Администрации Волгоградской области, утверждают, что всё это стало возможным в результате общения со спонсорами г-на Пикмана, по просьбе которого и была приостановлена спонсорская поддержка.
Так это или нет – достоверно пока не скажет никто. Но вся история до боли напоминает гоголевскую «Повесть о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем». Правда, надо отдать должное участникам инцидента – в отличие от гоголевских персонажей, ситуация разрешилась моментально.
ClassicalMusicNews.RU , судя по всему, не собирается быть арбитром в этом инциденте и проявляет обеспокоенность, что вся эта не очень чистая история может пагубно отразиться на качестве работы и развития «Царицынской оперы», к успехам которой любители классической музыки уже успели привыкнуть. Невольно приходит на память русская народная пословица: «Рассердилась баба на мужика, да с досады все горшки побила».
Кто будет отвечать за этот бой посуды, пока не ясно: новый директор так и не назначен, бывший ушёл в практику випассаны, в труппе растерянность, спонсоры не говорят ничего определённого, Комитет по культуре пока тоже никак не обозначил своё видение дальнейшей судьбы театра.
Конечно, в таких случаях принято говорить, что «незаменимых нет», а «show must go on», и что «театр не остановится, кто бы ни ушёл и кто бы ни пришёл», но загвоздка заключается в том, что этот тезис применим к театрам, насчитывающим большое количество лет своей истории , являющимся символами своих городов и неотъемлемой часть их культурной жизни.
«Царицынская опера» же пока — молодой театр без серьёзной государственной поддержки, находящийся на этапе становления. Любые катаклизмы – социальные, финансовые, политические, природные – сказываются на его существовании очень и очень негативно. Поэтому, ClassicalMusicNews.Ru, вероятно, и сочло возможным для себя осветить эту историю, чтобы помочь молодому театру в трудной для него ситуации.
Возможно, эта публикация и полемика вокруг неё сможет привлечь внимание к судьбе молодого театра театральной и музыкальной общественности и не даст затянуться этому неожиданному кризису в его творческой жизни. Потому, что всегда очень обидно, когда причины, не связанные с искусством, заставляют замолкнуть скрипки и погасить софиты.
Петр Мигульский