
19 апреля 2023 в Женеве закончился третий полуфинальный тур Международного конкурса пианистов памяти Владимира Горовица. Из-за невозможности проводить его как обычно в Киеве, Федерация международных музыкальных конкурсов в Женеве (WFIMC) гостеприимно предоставила киевлянам идеальную инфраструктуру.
Впервые этот конкурс проходит за границей, а именно в Женеве. Создатель конкурса, Юрий Абрамович Зильберман, который давно уже живет в Германии, является страстным поклонником искусства гениального Горовица.
Его перу принадлежит книга «Киевская симфония Владимира Горовица», посвященная годам жизни и учебы Горовица в Киеве, Зильберман знает все, даже малоизвестные, записи Горовица, а свою мечту – создать конкурс памяти великого артиста – он, хоть и с большими усилиями, все же смог осуществить в Киеве в 1995 году.
В этот раз конкурс не обошел грандиозный скандал, состоявший в том, что к участию в нем был допущен 29-летний российский пианист Станислав Корчагин.
Корчагин не только был допущен к первому туру, но и успешно дошел до третьего полуфинального тура. Этот факт вызвал у некоторых беженцев из Украины, на данный момент обосновавшихся у Женевского озера (как и у некоторых, не прошедших на третий полуфинальный тур участников из Украины, тоже, кстати, живущих далеко за ее пределами), бурю эмоций.
Не обошлось и без «инвестигативной» деятельности небезызвестных представителей украинской желтой прессы, нашедшей фотографии Корчагина в военной форме и приписавшей ему службу в каком-то батальоне, сравниваемым с “Hitlerjugend”(!).
Кроме того эти журналисты связали совершенно несовместимые факты: преподавание Корчагина в РАМ имени Гнесиных со случаем с оркестром «Гнесинские виртуозы», существующим в рамках МССМШ им. Гнесиных, которая, несмотря на название, является совершенно независимой от РАМ структурой.
О том, что, во-первых, Корчагин проходил службу по обязательному для всех граждан России призыву, а во-вторых, это было десять лет назад, эти «журналисты» умалчивают.
Фотографии Корчагина в военной форме, (в военном оркестре он играл на кларнете), были выложены в соцсетях, что спровоцировало сорокаминутную задержку его выступления на третьем туре Конкурса. Совершенно логично, что Женевская федерация должна была выяснить срок давности этих фотографий. Удостоверившись в том, что фотографии старые, Корчагину разрешили выйти на сцену.
После его выступления представитель Федерации зачитал заявление, в котором всем присутствующим в зале и смотрящим прямую трансляцию напомнил устав Федерации: музыка не имеет границ, участники не могут подлежать дискриминации на основании их национальности, религии и расовой принадлежности.
Тем, кому удалось послушать выступление Корчагина 18 апреля на полуфинальном туре по трансляции, не могли не услышать, что его исполнение было захватывающим, наполненным страстью, любовью, красотой и ярчайшей виртуозностью. Он исполнял шесть прелюдий Рахманинова из опуса 32, Вторую тетрадь Вариаций Брамса на тему Паганини, пять пьес из Сюиты «Спящая красавица» Чайковского-Плетнева и Вальс Равеля. («Инвестигативные» украинские «журналисты», правда, из всей программы Корчагина упомянули лишь Чайковского и Рахманинова, но, как мы видим, это не единственная ложь, к которой они прибегли).
19 апреля были объявлены результаты третьего тура: к финальному туру с оркестром Станислав Корчагин допущен не был.
С момента его прохождения на третий тур он был подвержен в буквальном смысле психологическому террору. В классе для занятий он постоянно находил записки с угрозами на ломаном английском языке, его буквально забрасывали устрашающими SMS, в конкурсном чате его оскорбляли и унижали.
В связи с этим, тот факт, что несмотря ни на что ему удалось выйти на сцену и великолепно сыграть сложнейшую программу, заслуживает восхищения и огромного уважения!
Если Киевский конкурс решил проводить его в Женеве, то, по всей видимости, это было сделано в том числе и для того, чтобы в нем смогли принять участие самые достойные кандидаты, независимо от их национальности.
Когда речь идёт о музыке, единственными критериями оценки могут быть только талант и школа.
В 1977 году на Конкурсе имени Артура Рубинштейна в Израиле – Артур сам присутствовал на нём – первую премию дали немцу. А ведь в то время в Израиле еще были живы люди, пережившие холокост. И всё же вопрос национальности участников – и в том числе победителя – никогда не обсуждался. А сегодня достаточным поводом для расторжения контракта с главным дирижером Одесской оперы стало фото после спектакля «Богема» в Баку, на котором присутствовал недавно назначенный на пост генерального директора бакинской оперы Юсиф Эйвазов!
Сегодня отзывают – еще до первого спектакля – артистов балета Одесского театра оперы и балета, участвующих в опере Понкьелли «Джоконда», потому что оперный фестиваль в Лас-Пальмас себе позволил пригласить на ее постановку двух российских певцов.
В Национальной опере Украины уволили художественного руководителя балета, прекрасную балерину Елену Филипьеву, когда она почти год назад в одном интервью сказала, что всегда балетные были вместе…
Мы знаем, сколь тяжела сейчас обстановка во всем мире! Знаем, что люди гибнут с обеих сторон любого из конфликтов, которые разворачиваются сегодня на планете – в том числе конфликта на территории Украины.
Но нет и не может быть коллективной вины! Каждый сам отвечает за свои поступки!
Марго Ченнинг (Женева), специально для ClassicalMusicNews.Ru

Кстати: