Московский виолончелист и композитор Ярослав Судзиловский взял виолончель мастера Игидиуса Клётца 1624 года, созданную за 20 лет до рождения Антонио Страдивари, и стал играть в московском подземном переходе…
Тысячи прохожих ежечасно минуют тоннель, спеша по своим рутинным делам и не оглядываясь на покрытые серым кафелем стены.
Сердца их не трогают нищие, попрошайки-гитаристы, торговцы всяческим скарбом. Не стал исключением и скромно одетый мужчина со старинной виолончелью в руках, сидящий на табурете в переходе рядом с корзинкой с мелочью.
Прохожие и не догадывались, что стали частью эксперимента, проводимого “Российской газетой”.
“Это Сен-Санс. Я узнаю эту музыку даже во сне, потому что с ней у меня связаны переживания молодости. Какое прекрасное исполнение..”
Пенсионерка Раиса Ковалева оказалась единственной, кто узнал произведение великого композитора “Лебедь”. Большинство же прохожих проявляли мало интереса к еще одному мозолящему глаза попрошайке.
Имя этого “попрошайки” хорошо известно знатокам классической музыки. Российский виолончелист и композитор Ярослав Судзиловский решился на эксперимент, аналогичный проведенному недавно первой скрипкой США Джошуа Беллом в вашингтонском метро – тот отыграл на скрипке Страдивари перед ничего не подозревающими прохожими 45 минут.
https://www.classicalmusicnews.ru/news/skripach-dzhoshua-bell-dal-koncert-v-metro-vashingtona/
Судзиловский играл в переходе под Новым Арбатом на уникальной виолончели. Играл в полную силу, старинный инструмент выдавал звуки неземной чистоты, так что прохожие постепенно стали прислушиваться. Кто останавливался на минуту-другую, кто ускорял шаг при виде корзинки. Неужели наши подкачают перед американцами?! Наконец – победа! Моложавый мужчина в строгом костюме остановился, задумчиво постоял минуть пять и… раскошелился. Корзинка пополнилась 500-рублевой банкнотой, а наше мнение о культурном уровне москвичей резко подскочило.
“Мне просто очень нравится, как это звучит. Не могу поверить, чтобы здесь, под землей, могло звучать такое. В детстве я сам занимался музыкой, но, к сожалению, почти все позабыл. Не похоже, что этот музыкант стоит в переходе из нужды”,
– признался любитель музыки, оказавшийся топ-менеджером крупной московской компании Евгений Смирнов.
Прохожих прошло уже больше сотни. Судзиловский вкладывал в исполнение душу, и это не прошло незамеченным. В глазах многих просыпается позабытое выражение. Какой-то парень, несущий в охапке несколько банок пива, кладет парочку в корзину и, отмахнувшись от вопросов замаскированного корреспондента, спешит к выходу.
Две молодые модно одетые “а-ля Собчак” девушки с хохотом проносятся мимо музыканта, чуть не свалив корзинку с выручкой. Завистливо косится гитарист, стоящий дальше по переходу: у него отбирают хлеб. Но агрессии не проявляет, наоборот, дает ценный совет: пожертвования удобнее ловить открытым футляром, он большой и деньги разлетаться не будут. Судзиловский благодарит опытного коллегу, но следовать совету не спешит: один футляр уникальной виолончели дороже, чем двадцать гитар уличных исполнителей.
“Для меня это оказалось познавательным и слегка шокирующим опытом. И в консерватории, и в различных, даже самых именитых музыкальных коллективах я не раз слышал рассказы музыкантов о том, как они выходили на улицы всерьез, от нужды. Но сам с этим не сталкивался. И сегодня у нас хватает талантливых исполнителей, обладающих значительно лучшей подготовкой, чем иностранцы.
Ну что такое консерватория штата Индиана по сравнению с московской?! Уровень школы классической музыки в России один из самых высоких в мире. С оплатой, однако, дело обстоит весьма прискорбно. То, что Джошуа Белл сделал шутки ради, у нас делают всерьез,
– признался позже Ярослав.
Американский скрипач Джошуа Белл за 45 минут игры на скрипке Страдивари в подземке Вашингтона заработал 32 доллара с мелочью. Судзиловский за час выступления перед прохожими получил 1200 рублей, что составляет почти 45 долларов. За время выступления Белла в вашингтонской подземке мимо него прошли 1097 пассажиров. Из них лишь 27 человек бросили ему денег. Два с половиной процента отзывчивости.
Мимо играющего в переходе под Новым Арбатом Судзиловского прошли около 300 человек. Раскошелились, пусть и мелкой монетой, и добрым словом, и банками с пивом, и даже просто улыбкой и вниманием – почти сто.
Треть прошедших. Москвичи оказались куда отзывчивее своих собратьев по разуму из Вашингтона.
…Для любителей точности, которые могут придраться к статистике, заявленной в заголовке этой новости: хорошо, с учетом разности времени матча выступлений в России и Америке, для чистоты эксперимента, можно уменьшить подземный заработок Судзиловского до $33.75, что, впрочем, все равно покажет преимущество России (хоть и небольшое – в среднем примерно 75 центов в минуту против 71).
Однако, во-первых, надо учитывать более точный курс доллара к рублю, во-вторых (это очень важно), средний уровень дохода подземных пешеходов в России и США и, наконец, в-третьих (и это самое важное!), – по относительному числу заплативших пешеходов Судзиловский лидирует с огромным преимуществом!