Руководитель Камерного оркестра “Kremlin” Миша Рахлевский обратился с письмом к премьер-министру России Михаилу Мишустину.
ClassicalMusicNews.Ru публикует это обращения с разрешения автора.
***
Председателю Правительства Российской Федерации
Г-ну Мишустину М.В.
Уважаемый Михаил Владимирович!
Я, Миша Рахлевский, основатель (сезон 1991-1992) и художественный руководитель Камерного оркестра KREMLIN, был обрадован и воодушевлён Вашей оперативной реакцией на обращение продюсера Иосифа Пригожина по поводу бедственного положения, в которое попали “звезды” отечественной эстрады.
Я не разделяю ёрничания в СМИ – совершенно очевидно, что г-н Пригожин не намеревался просить один МРОТ для себя лично или своей супруги, но вот если у “звезды” нет работы, то без средств существования оказывается и армия сотрудников: музыканты, певцы, танцоры, сценографы, осветители, аудио и видеоинженеры, гримеры, парикмахеры, костюмеры, рабочие сцены, шоферы, курьеры, поставщики сценического оборудования, производители спецэффектов, видео-контента и фонограмм – без любого из них “звезда” функционировать не может.
Замечательно, что г-н Пригожин поднял свой голос в поддержку этих профессионалов, и ещё замечательнее, что этот голос был услышан.
Это и сподвигло меня попробовать использовать подобный алгоритм и рассказать о нашей проблеме.
Мои молодые коллеги по Камерному Оркестру KREMLIN и я имеем привилегию служить классической музыке. Последние 50 лет – а возможно и дольше – не прекращаются разговоры о том, что классическая музыка, с ее большинством седоголовых слушателей, умирает. С уверенностью, и на основании личного опыта, я опровергаю эту точку зрения – хотя средний возраст аудитории действительно 50+, на смену одним седоголовым приходят другие, для которых классическое наследие – необходимая составляющая бытия либо с детства, либо приобретенное с жизненным опытом и эмоциональным взрослением.
Аудитория у классической музыки сравнительно скромная и составляет где-то около 5% общего населения, но эти люди – носители культурного генома. Позволю себе пометку “на полях”: философы, изобретатели, ученые, писатели, художники, архитекторы в количественном выражении скорее всего даже суммарно не превышают 5% от общего населения.
Классическая музыка практически всегда существует при поддержке государства, по разному выраженной в разные периоды и в разных странах. У России замечательные традиции – со времен Романовых, в СССР и в современной России культура щедро поддерживается государством.
НО ПОЗВОЛЬТЕ ПРЕДСТАВИТЬ ИСКЛЮЧЕНИЕ…
Из своей почти 29-летней истории Камерный Оркестр KREMLIN поддерживался государством (Департамент Культуры г. Москвы) 13 лет – с июля 1999 и по январь 2013. Как и почему эта поддержка прекратилась можно узнать по этой ссылке.
После хаотичного 2013 и безуспешных попыток отстоять свое место в Департаменте Культуры г. Москвы, в 2014 оркестр продолжил свою деятельность под эгидой специально созданной АНО “Камерный Оркестр “Кремлин”.
И произошла рокировка – оркестр, не получая ни рубля поддержки от государства, стал его финансировать:
По информации от компании 1БИТ, которая ведет финансовый учет и делопроизводство АНО “Камерный Оркестр “Кремлин” с января 2014 года, за последние 5 лет нами было переведено в бюджет 6 894 390 рублей. Это – прямые поступления. Кроме того, есть и значительные “вторичные” поступления: аренда офиса и репетиционной базы, аренда концертных залов, билеты на международные перелеты на компании Аэрофлот – получатели этих денег от оркестра или его спонсоров платят с этих поступлений налоги в бюджет, которых бы не было, если бы не было оркестра. Перечень “вторичных” поступлений далеко не полный, но достаточный для иллюстрации.
Хотя вышеназванные суммы и вызывают улыбку в контексте “финансирования государства оркестром”, они совсем не кажутся пустяковыми в сравнении с МРОТ и предполагаемой суммой поддержки – вышеобозначенная сумма только прямых выплат оркестром в бюджет в 20+ раз больше, чем предполагаемая двухмесячная сумма поддержки оркестра из бюджета.
Но финансы это далеко не главное из того, чем Камерный Оркестр KREMLIN полезен для государства. Вот несколько примеров:
За 7 лет после прекращения государственной поддержки, Камерный Оркестр KREMLIN исполнил 382 концерта в России и 290 концертов за рубежом, т.е. в среднем 96 концертов в год. Качество исполнения проще всего оценить путем просмотра видеозаписей, что мы и приглашаем сделать на YouTube-канале оркестра (на 3 июня у канала 3,970 подписчиков и 3,946,337 просмотров).
Камерный Оркестр KREMLIN дает возможность молодым музыкантам реализовать свой артистический потенциал и получить бесценный старт в профессии – “выпускники” Камерного Оркестра KREMLIN работают в самых известных коллективах Москвы, от Большого Театра и Российского Национального оркестра до «Солистов Москвы» и «Виртуозов Москвы». А когда в нашем оркестре появляется вакансия, количество претендентов доходит до 40 на одно место.
При практически нулевом рекламном бюджете, Камерный Оркестр KREMLIN смог обзавестись своей лояльной и хорошо подготовленной публикой.
Оркестр активно гастролирует за рубежом, демонстрируя лучшие качества национальной школы и традиций.
Мы продолжаем делать аудиозаписи. Последний диск с музыкой современного американского композитора Ричарда Даниэльпура, выпущенный компанией Naxos, был номинирован на International Classical Music Awards (ICMA).
Камерный Оркестр KREMLIN продолжает активно поддерживать благотворительные фонды “Подари жизнь” и “Вера” и Детский хоспис “Дом с маяком”
И, повторюсь – все это без единого рубля государственной поддержки.
29 лет я гордился успехами оркестра и нашей “непотопляемостью” (многие коллективы, появившиеся в 90-е, давно канули в лету). Сознаюсь, обидно вспоминать о возможностях, от которых приходилось отказываться в связи с отсутствием стабильной государственной поддержки, но в главном нам все же удалось реализоваться.
Конечно, отсутствие государственной поддержки не означает, что оркестр функционировал вообще без поддержки – многие из наших слушателей делают благотворительные взносы, скромные, но как правило повторяющиеся, и у нас есть три ангела-мецената, которые в трудные минуты удерживали оркестр на плаву.
Но все это было в более стабильные времена, а сейчас нам необходима помощь государства.
Наши коллеги – я сейчас говорю о московских музыкантах, работающих в высокопрофессиональных коллективах с устойчивой международной репутацией – находятся на полном или, только в одном известном мне случае, значительном государственном финансировании. Вынужденному отпуску по случаю пандемии никто не радуется, но, согласитесь, пережить его с сохранением зарплаты и уверенностью в завтрашнем дне куда проще, чем не имея первого и, как результат, в сомнениях по поводу второго.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 № 409, мы ещё 3 мая подали заявление на получение субсидии в размере 1МРОТ, и хотя наш основной вид деятельности относится к наиболее пострадавшей отрасли, утвержденной Постановлением Правительства РФ, и на первые марта-апреля-мая количество сотрудников у нас не уменьшалось, нам в поддержке отказали.
И вот именно по этому, уважаемый Михаил Владимирович, я и вдохновился, увидев Вашу оперативную реакцию на обращение наших “двоюродных братьев” по цеху.
Заранее большое спасибо за Ваше время и внимание к нашей проблеме. Мы все – мои молодые коллеги, наши преданные слушатели и благотворители и я лично, с нетерпением ждем ответа от Вашей администрации или любого другого уполномоченного Вами органа.
С уважением,
Миша Рахлевский, художественный руководитель Камерного оркестра KREMLIN