Запись музыки требует наличия качественного диктофона. А если необходимо записать не только звук, но и видео? У компании Zoom есть решения.
Музыканты и люди, имеющие отношение к музыке, рано или поздно сталкиваются с необходимостью записать концерт, репетицию или домашние занятия.
Тогда же большинство из них обнаруживает, что ни одно из тех записывающих устройств, что есть под рукой, не пишет звук в том качестве, которое необходимо для адекватного восприятия исполнения в записи.
Первое, что приходит в голову в такой ситуации — это приобрести диктофон. В настоящее время набор устройств, способных качественно записывать музыку, достаточно велик: навскидку можно перечислить сразу несколько удачных решений от Tascam, Olympus, Sony, Zoom и некоторых других производителей. Качество записи будет отличным, а цена на такие аппараты сегодня колеблется на уровне от 100 до 400 долларов, что в целом вполне приемлемо.
Однако если еще лет пять-десять назад качественная аудиозапись была пределом мечтаний для музыканта, то сегодня ситуация изменилась.
Даже когда мы для тех или иных целей ищем ту или иную запись, первый источник, к которому мы обращаемся – это видеохостинг YouTube, ставший по совместительству одним из главных хранилищ музыкальных записей. И если мы обнаруживаем некую старую запись, которая не могла существовать в формате видео по объективным причинам, а в качестве картинки в ней используется, например, фотография исполнителя, мы все чаще подспудно начинаем испытывать некоторое разочарование.
Другой пример – дистанционное обучение. Многим сложно к этому привыкнуть, но все чаще занятия музыкой – по доброй воле или в связи с карантином – проводятся через интернет. И в этом случае видео необходимо абсолютно: педагог не сможет уверенно вести урок, основываясь лишь на звучании. Трансляция видео или хотя бы видеозапись игры ученика является принципиально важной составляющей взаимодействия.
В общем, чем дальше, тем сильнее мы привыкаем к тому, что звук должен сопровождаться видеорядом. Поэтому, несмотря на возможность приобрести вполне качественные диктофоны, сегодня разумно будет присмотреться к устройствам, которые наряду с качественной записью аудио способны предложить и запись видео.
Подавляющее большинство камер, доступных массовому потребителю, рассчитаны на качественную запись видео и хорошую или приемлемую запись человеческого голоса и/или шумов, которые окружают нас в жизни. Даже камеры, оснащенные стереомикрофонами, обрабатывают звук прежде всего ориентируясь на подобные цели. Для этого уровень звука при записи нещадно выравнивается. Улучшается восприятие звучания голоса или шумов, но не академической музыки, поскольку динамические оттенки исполнения сглаживаются. Кстати, джаз и полностью «электрические» концерты тоже не выигрывают от такого подхода.
Обычно до покупки видеокамеры люди не задумываются об этом самом важном для музыканта параметре, а после, когда первая же запись демонстрирует, что дорогущая камера от одного из ведущих производителей пишет звук весьма посредственно, оказывается уже поздно.
Остаётся либо продолжать использовать обычную камеру, мирясь с плохим для поставленных целей качеством звука и успокаивая себя тем, что картинка хороша, либо, если звук уж совсем кошмарный, прибегать к услугам профессионалов.
Услуги эти недешевы (по ценам на время написания они стартуют от 10,000 рублей за качественную запись одного концерта), а главное, вы попадаете в зависимость от поставщика записи. Тем более, что записать иногда хочется не только концерт, но и репетицию (уже не говоря о домашних занятиях, что тоже иногда оказывается полезным). Звать ради такого случая специалиста вряд ли разумно с финансовой точки зрения, а слушать запись с той же обычной камеры – бессмысленно.
Именно для таких – и целого ряда других – случаев японская фирма Zoom выпустила несколько устройств, которые умеют снимать очень приличное видео, сопровождая его максимально качественным звуком. В некоторых случаях качество записи, предлагаемое этими аппаратами, вплотную приближается к студийному.
Следует иметь в виду, что эти устройства рассчитаны на самый широкий круг профессионалов и любителей музыки – тех, кому необходимо высокое качество записи звука и достаточно качественная запись видео, совмещенные в одном устройстве. В этой связи перед разработчиками стояла задача в том числе удержать цену на продукт в разумных пределах.
На практике это повлекло за собой ряд технических решений, некоторые из которых являются блестящими, а другие представляют из себя неизбежный компромисс, следующий из условий поставленной задачи.
Вкратце можно сказать, что на данный момент в своем ценовом диапазоне камеры Zoom практически не имеют конкурентов, поскольку аналогичные по цене продукты других производителей не могут предложить ничего похожего в смысле качества звука.
Устройства, которые сравнимы по этому показателю «из коробки» (либо способны достичь такого уровня при подсоединении дополнительных устройств), предлагаются по цене как минимум в два-три раза больше, чем аппараты Zoom.
Если же стремиться к идеальному качеству и картинки, и звука, то мы неминуемо придем к необходимости использовать не одно устройство, а несколько, причем профессионального или полупрофессионального уровня, что поднимет цену на такое решение в разы от того уровня, который установлен технологическими решениями от Zoom.
***
Прежде чем перейти к подробному рассмотрению техники, следует сделать одну важную оговорку. Автор обзора никак не связан с компанией Zoom. Я считаю запись концертов очень важным делом по целому ряду причин, поэтому уже много лет стараюсь записывать концерты, к которым так или иначе имею отношение.
Испробовав бесчисленное количество разных способов записи и не желая тратить на это слишком много денег, в итоге я пришел к решениям, о которых расскажу ниже. Так что этот обзор – не рекламный материал, а попытка поделиться опытом и облегчить жизнь друзьям и коллегам.
Микрофоны Zoom IQ7, IQ6 и Boya DM-100
Начать этот разговор следует с упоминания двух устройств производства Zoom, которые не являются видеокамерами, но, тем не менее, принадлежат к линейке Zoom, обозначенной буквой Q. Устройства в этой линейке относительно дешевы, но обеспечивают качественную запись музыки.
Речь идет о микрофонах IQ6 и IQ7 предназначенных для работы с устройствами Apple – iPhone и iPad.
Микрофон IQ7 подключается к порту Lightening в устройстве Apple, превращая его в высококачественный диктофон. Таким образом традиционно высокое качество записи видео, свойственное аппаратам Apple, совмещается с высоким качеством записи аудио, обычным для продуктов Zoom.
Разница между моделями IQ6 и IQ7 в основном заключается лишь в наличии поворотного механизма у микрофонов в модели IQ7.
Выбор между этими двумя моделями можно сделать, основываясь на том, что вы планируете делать с помощью этих микрофонов. Если в планах только запись аудио, тогда вам вполне подойдет микрофон IQ6. Если же необходимо записывать видео с качественным звуком, тогда следует остановить свой выбор на модели IQ7.
Дело в том, что при подключении микрофона IQ6 к айфону или айпаду, он направлен не в ту сторону, куда смотрят камеры устройств. При записи аудио это не принципиально. Но при съемке видео микрофон окажется направлен в сторону от объекта съемки. Чтобы этого избежать, в микрофоне IQ7 предусмотрен поворотный механизм, помогающий направить микрофон на объект съемки. В результате вы получаете качественное видео и качественный звук, записанный именно из той точки, на которую направлена камера.
У обоих микрофонов регулировка уровня записи осуществляется так же, как и у всех устройств в линейке Q – с помощью колесика. Предусмотрено гнездо для наушников формата minijack для контроля хода записи. В комплекте к обоим устройствам идет ветрозащита.
Таким образом, микрофоны IQ6 и IQ7 являются качественными и самыми недорогими устройствами для качественной записи звука в линейке Zoom Q. Их цена в настоящее время колеблется от 9 до 11 тысяч рублей.
Получается, что если вы уже являетесь обладателем устройства производства Apple, то за сравнительно небольшие деньги вы можете превратить в его в очень качественный диктофон.
Единственный недостаток заключается в том, что оба микрофона предназначены только для работы с устройствами производства Apple. Версий для телефонов на Android не существует.
Если вы являетесь обладателем телефона на Android, существуют устройства, похожие на IQ7, например микрофон DM-100 производства компании Boya. Микрофон подключается к телефону через порт USV-C, в комплекте с ним идет два вида ветрозащиты – поролоновая и меховая.
Субъективно, качество записи с помощью таких устройств будет хуже, чем если использовать продукцию Zoom. Тем не менее, тот же DM-100, конечно, обеспечивает более качественную запись, чем встроенный микрофон телефона.
Обзор линейки камер Zoom Q
В настоящее время линейка видеокамер Zoom с качественной записью звука (эти устройства можно даже назвать качественными диктофонами с функцией видеозаписи) насчитывает три актуальных модели: Q2n, Q2n-4k и Q8.
Q2n является базовой и самой доступной моделью в этом ряду. Несмотря на то, что устройство было выпущено в 2016 году и сегодня уже снято с производства, его все еще можно приобрести, причем по достаточно низкой цене (примерно 150 долларов), хотя возможности этого аппарата достаточно высоки. В комплекте с камерой Q2n идут только USB-провод, батарейки и инструкция. Крышку на объектив и бленду придется покупать дополнительно.
Q2n-4k является продолжением направления, заданного Q2n. Модель выпущена в конце 2018 года и стоит ощутимо дороже предыдущей – около 250 долларов. Два устройства абсолютно идентичны с точки зрения звукозаписи (без учета некоторых усовершенствований в программном обеспечении), однако, как следует из названия, модель Q2n-4k позволяет записывать видео с разрешением до 4k, а ее программная начинка обеспечивает более качественную обработку картинки. Комплектуя эту модель, Zoom исправила ошибку, допущенную в случае с Q2n: в комплекте с камерой Q2n-4k идут не только USB-провод, батарейки и инструкция, но и бленда вместе с крышкой для объектива.
Q8 – старшая модель в линейке, обладающая самыми широкими возможностями в плане записи звука: от смены микрофонов производства Zoom в зависимости от требований момента, до подключения двух внешних микрофонов в дополнение к тем, которые уже находятся на борту. Вместе с тем эта модель морально устарела в плане видеозаписи – матрица у нее уступает «младшей» Q2n-4k. В будущем логично будет ждать появления модели «Q8-4k» или похожей, с более современными функциями в области видеозаписи, однако производитель пока не анонсировал подобных устройств.
В целом все три камеры отлично пишут звук, с большим или меньшим успехом записывают видео, а кроме того, любая из этих моделей способна работать в качестве веб-камеры. Таким образом, они легко справятся и с записью видеоблога, и с трансляцией концерта в интернете, если вам необходимо будет ее устроить, а также смогут помочь студентам и педагогам, которые практикуют дистанционное обучение.
Давайте посмотрим поближе на каждое из устройств, а потом попробуем разобраться, для каких случаев подойдет та или другая модель.
Zoom Q2n
Главное достоинство этого аппарата – встроенный X/Y-стереомикрофон, который обеспечивает качество записи звука, недостижимое ни для одной другой видеокамеры, предлагаемой за сравнимую или даже в несколько раз более высокую цену. К тому же запись видео можно отключить и использовать Q2n в качестве обычного диктофона.
За видеозапись отвечает 160-градусный широкоугольный объектив с апертурой f/2.0 и разрешением матрицы 3 мегапикселя, который обеспечивает видеозапись с разрешениями 1080p (HD) или 720p и частотой 24 или 25 кадров в секунду и скоростью потока 25 Мбит. Видео Zoom Q2n пишет в формате MOV.
При использовании в качестве диктофона стереозвук записывается в несжатом формате WAV, а максимальное разрешение составляет 24 бит/96 кГц.
Внутренней памяти у аппарата нет – все записывается на карту памяти microSD/SDHC/SDXC объемом до 128GB, которую необходимо приобретать отдельно. Если запись ведется достаточно долго, то камера разбивает записанные файлы. В формате HD (1080p) 20 минут записи видео со звуком равняются примерно 3,5 Гб, после чего камера закрывает первый файл и начинает записывать следующий.
Следует отметить, что видео в высоком разрешении пишется только на быстрые карты (UHS Class 1 или Class 3). При использовании карт, скорость которых недостаточна, запись может остановиться в произвольный момент. Это касается всех трех камер производства Zoom.
Питание Q2n может получать либо от двух пальчиковых батареек типа AA, либо от внешнего аккумулятора через встроенный порт microUSB. Кстати, через этот же порт камеру можно подключить к компьютеру, чтобы использовать ее в качестве веб-камеры или скачать записи на компьютер. Хотя для скачивания лучше извлечь карту памяти из камеры и через адаптер подключить к компьютеру – копирование пройдет быстрее.
В Q2n также есть порт microHDMI, что позволяет воспроизвести записанное рекордером видео на экране телевизора.
К сожалению, в комплекте с Zoom Q2n не поставляется ни крышка на объектив, ни бленда. Оба эти аксессуара, а также чехол, пушистую ветрозащиту, переходник для подключения к микрофонной стойке, адаптер-переходник для крепления штатива на трехсторонний крепеж для action-камер и кабель USB, Zoom предлагает в дополнительном наборе APQ2n, который можно приобрести приобрести примерно за 50 долларов.
Такая цена представляется избыточной, однако если бленду для Q2n можно сделать самостоятельно из двух гитарных медиаторов, то крышку на объектив самостоятельно смастерить вряд ли получится. Поэтому стоит ли безопасность объектива таких денег – решать вам. Практика показывает, что при работе в условиях концертного зала ветрозащита не требуется.
Что же касается чехла, то в любом магазине цифровой техники можно обнаружить широкий выбор чехлов и сумок для техники. Что-то из этого набора обязательно подойдет для Zoom Q2n, позволив вам сэкономить некоторую сумму денег.
Еще некоторые технические параметры Zoom Q2n:
- 1,77-дюймовый полноцветный LCD-дисплей. Он совсем маленький и годится лишь для того, чтобы примерно выставить картинку;
- встроенное стандартное крепление на штатив;
- стереовход формата minijack для подключения внешних микрофонов;
- возможность подключения наушников через выход формата minijack для мониторинга аудио или прослушивания записей;
- способность встроенного микрофона выдерживать высокие уровни звукового давления (до 120 дБ);
- Low-cut фильтр для устранения фоновых шумов и функция Auto gain для автоматической регулировки усиления;
- 10 настроек камеры для различных условий освещения;
- время работы от пары алкалиновых батареек в режиме максимально качественной видеозаписи (1080p) – примерно 40-50 минут. Менее качественное видео (720p) даст примерно час с небольшим времени работы. В режиме диктофона Zoom Q2n может проработать от одной пары батареек около трех часов.
Zoom Q2n-4k
Новая модель диктофона Zoom ничем не отличается от предыдущей с точки зрения аппаратной части, ответственной за запись звука. Используется тот же встроенный X/Y-стереомикрофон, что и в Q2n. Все остальные параметры, связанные со звуком, также не изменились. Это представляется вполне разумным решением: с точки зрения записи звука у Q2n все было хорошо.
Зато изменениям подверглась видеосоставляющая. В Q2n-4k используется 150-градусный объектив (апертура F2.8/15,2 мм, разрешение матрицы 16 мегапикселей), который умеет снимать видео в форматах 720p, 1080p, 4K и следующими частотами кадров: 4K/30fps, 4K/25fps, 4K/24fps,1080p/60fps, 1080p/50fps, 1080p/30fps, 1080p/25fps, 1080p/24fps, 720p/30fps, 720p/25fps.
Zoom Q2n-4k, как и предшественница, может получать питание от двух батарей типа AA (время работы от батареек немного подросло – в режиме записи видео с разрешением 1080 эта модель работает примерно 1 час 15 минут), либо от внешнего аккумулятора, подключенного через порт microUSB. На месте остался и порт microHDMI.
Q2n-4k умеет работать с картами microSD/SDHC/SDXC объемом до 256 гигабайт и, в отличие от предыдущей модели, не режет файлы при записи: сколько бы ни длилась запись, на карте будет записан один файл, возиться со склейкой надобности не возникнет.
Из совсем незначительных улучшений можно отметить обогатившуюся комплектацию: вместе с камерой вы получите крышку и бленду на объектив, которые теперь идут в комплекте – как мы помним, для Q2n их нужно было приобретать отдельно.
Все остальные параметры остались прежними. Даже дизайн камер различается совсем ненамного. Хотя субъективно можно отметить, что Q2n-4k в руках ощущается немного солиднее – возможно, это просто следствие того, что новая модель чуть тяжелее: 124 грамма против 90.
Технические характеристики Zoom Q2n-4K:
- матрица: 1/2.3″ 16 M-flexible CMOS-сенсор;
- объектив: F2.8, угол обзора 150 градусов;
- видеозапись: MPEG-4 AVC/H.264 (MOV);
- разрешение видео: 4K: 30 p, 25 p, 24 p, 1080: 60 p, 50 p, 30 p, 25 p, 24 p, 720: 30 p, 25 p;
- разрешение аудио: WAV: 96 кГц/24-бит, 48 кГц/24-бит, 44.1 кГц/16-бит;
- дисплей: 1.77″;
- динамик: монофонический, 300 мВт, 8 Ом;
- micro USB;
- питание: 2 батареи AA, адаптер Zoom AD-17 DC 5 В/1 A;
- качество аудио: 48 кГц/24-бит;
- габариты: 58,7 x 68,5 x 83 мм;
- вес: 124 г.
Микрофонный вход:
- стереомикрофон X/Y с углом 120°;
- максимальный уровень звукового давления (SPL): 120 дБ;
- входное усиление: −∞ дБ – +39 дБ.
Линейный вход:
- разъем: стерео мини-джек (с поддержкой Plug-in Power);
- входное усиление: −∞ дБ – +39 дБ;
- импеданс: 2 кОм.
Выход:
- совмещенный линейный стерео мини-джек/выход для наушников;
- HDMI micro тип D.
В комплекте:
- видеорекордер Q2n-4K;
- бленда;
- крышка для объектива;
- 2 батарейки AA;
- руководство пользователя.
Zoom Q8
Камера Zoom Q8, как и Q2n-4k, появилась не на пустом месте – у нее были предшественницы, например, модель Q4n. Сегодня эта модель уже снята с производства, но кое-где еще продается. Но если покупать записывающее устройство такого уровня, лучше ориентироваться именно на Q8.
Q2n и Q2n-4k можно назвать, скорее, «мыльницами» (если язык повернется обозначить этим словом устройства, пишущие звук с таким качеством). Zoom Q8 претендует на более высокий статус. Правда, эта камера была представлена в далеком 2015 году, и если уровень, на котором она записывает звук, до сих пор очень хорош, то составляющая, ответственная за запись видео, в 2020 году кажется несколько устаревшей. По крайней мере, на бумаге.
На деле вопрос заключается в том, для каких целей планируется использовать видео. Zoom Q8 умеет снимать видео 3M HD (2304 х 1296 пикселей, 30 кадров в секунду, скорость потока 24Mбит), а также HD (1080p) со скоростью потока 24 Мбит или 16 Мбит и 720p с частотой кадров до 60 кадров в секунду (для динамичных сцен, которые, впрочем, вряд ли кому придет в голову снимать на эту камеру). За все это отвечает 160-градусный широкоугольный объектив с апертурой f/2.0, матрица с разрешением 3 мегапикселя. Параметры у камеры в целом те же, что и в представленной годом позже Q2n, хотя на вид объективы отличаются. Разумеется, существуют профили для съемки в разных условиях освещения.
Всего этого будет недостаточно для съемки профессионального видео для Голливуда. Однако если планируется «всего лишь» запись концерта в зале с хорошим или удовлетворительным уровнем освещения для последующей публикации в интернете, Zoom Q8 даст вполне качественную картинку, сравнимую даже с более дорогими видеокамерами.
Например:
Возможностями аудиозаписи Zoom Q8 напоминает аудиорекордер 2014 года Zoom H6, только, разумеется, с камерой. Q8 поставляется с X/Y-стереомикрофоном XYQ-8, который, в принципе, прекрасно записывает концерты. Но дополнительная прелесть заключается в том, что микрофон является съемным, а гнездо для установки совместимо с большим количеством других микрофонов, которые выпускает Zoom.
То есть, если у вас неожиданно завалялись рекордеры H5 или H6, можно использовать их микрофоны с Q8. Или специально прикупить дополнительный микрофон в том случае, если вам, например, необходимо записывать голос с воздуха. На такой случай, кстати, Zoom предлагает целых два направленных микрофона-пушки – SGH-6 Shotgun Capsule и SSH-6 Stereo Shotgun Mid-Size Capsule.
Помимо бортового микрофона, Zoom Q8 имеет два входа XLR с фантомным питанием для внешних микрофонов.
Аудио пишется в несжатом формате WAV с разрешением вплоть до 24-бит/96 кГц. Фильтр низких частот и ветрозащита, имеющиеся в комплекте, помогут устранить низкочастотный шум. Есть также три настройки Auto gain.
Аудио можно записывать тремя способами:
- Вместе с видео в формате MOV;
- вместе с видео в формате MOV плюс отдельный файл WAV;
- без видео в формат WAV (то есть как диктофон). Если использовать XLR входы, то из Q8 получится 4-канальный аудио-рекордер.
Запись осуществляется на карту памяти microSD/SDHC/SDXC объемом до 128GB, которую необходимо приобретать отдельно.
Если запись ведется достаточно долго, то камера разбивает записанные файлы. В формате HD (1080p) 25 кадров/с со скоростью потока 16Мбит/с и звуком 16-бит / 44 кГц 28 минут записи видео со звуком равняются примерно 3,5 Гб, после чего камера закрывает первый файл и начинает записывать следующий.
Отдельный файл WAV со звуком (который пишется отдельно и не разбивается параллельно с видео), записывавшийся в течение 52 минут с теми же параметрами (16-бит / 44 кГц), весит примерно 550 мегабайт.
В комплекте с Zoom Q8 идет один фирменный аккумулятор, емкости которого хватает на запись в течение примерно 1 часа 50 минут в формате 1080p 16 Мбит. Заряжается он прямо в камере в течение примерно 2,5 часов. Если планируется записывать длинные концерты, вероятно, будет нелишним приобрести дополнительный аккумулятор.
Технические характеристики Zoom Q8:
- Сенсор – 3-Мп, 1/3-дюймовый CMOS;
- Фокусное расстояние в 35-мм эквиваленте – 16,6 мм;
- Максимальная апертура – F2.0;
- Оптика – фиксированный фокус;
- Дистанция фокусировки – 360 мм – бесконечность;
- Угол обзора 160°;
- Зум – только цифровой, 5 шагов;
- Система вывода изображения на внешний экран – NTSC или PAL;
- Носитель – карты памяти SD/SDHC/SDXC емкостью до 128 Гбайт;
- Запись видео – HD, MPEG4-AVC/H.264;
2304 x 1296p / 30 fps (24 Мбит/с);
1920 x 1080p / 30 fps;
1280 x 720p / 60 fps;
1280 x 720p / 30 fps;
SD, WVGA: 800 x 480 / 60 fps;
800 x 480 / 30 fps; - Соотношение сторон – 16:9;
- Угол охвата микрофона – 120°;
- Каналы – стерео;
- Форматы аудио – AAC, WAV;
- Частоты сэмплирования – AAC: 48,0 кГц;
WAV: 96,0 кГц, 48,0 кГц, 44,1 кГц;
Битрейт – AAC: 320,0 кбит/с, 256,0 кбит/с, 192,0 кбит/с, 128,0 кбит/с, 64,0 кбит/с;
WAV:24-бит, 16-бит; - Аудио функции – НЧ-фильтр (80 Гц, 120 Гц, 160 Гц), динамическое управление (ограничитель, компрессор, нормализация);
- Дисплей – 2,7-дюймовый сенсорный ЖК-экран;
- Таймер Выкл., 3 с, 5 с, 10 с;
- Предустановленные режимы – Авто, концертное освещение, ночной;
- Встроенный микрофон – X/Y стерео (XYQ-8), 120° XY, максимальное звуковое давление 140 дБ SPL, вход от -∞ до 52 дБ;
- Встроенный динамик = Моно, 400 мВт, 8 Ом;
- Башмак под аксессуары – Нет;
- Резьба под штатив – 1/4 дюйма (стандартный, подходит большинство штативов, имеющихся в продаже);
- Входы 2x XLR / TRS (комбинированные разъёмы);
- Встроенный микрофон – Стерео;
- Выходы – 1 x 3,5-мм стерео minijack линейный/наушники;
1x HDMI D (Micro);
1x USB mini-USB$ - Питание – литий-ионная батарея, 3,7-4,2 В 1700 мАч, более 2 часов автономной записи в режиме 720p/30fps;
- Зарядка – miniUSB (4,5 часа), сетевой адаптер (через тот же вход miniUSB) (2 часа 45 минут);
- Габариты (ШxВxГ) 158 x 48 x 69 мм (микрофон убран);
158 x 48 x 119 мм (микрофон поднят);
50 x 37 x 32 мм (микрофонный модуль);
Вес 300 г (рекордер);
40 г (микрофонный модуль).
Практика использования видеокамер ZOOM Q
Подробно рассмотрев все три камеры для музыкантов, которые сегодня предлагает Zoom, остановимся на некоторых нюансах, проявившихся с опытом использования этих аппаратов. Предполагаю, что информация о них может пригодиться новым владельцам.
Установка камеры ZOOM
Первый вопрос, который обычно возникает у человека, впервые записывающего что-либо на камеру Zoom: «почему нельзя было поставить нормальный объектив вместо вот этого вот?»
«Вот это вот» в среде профессионалов обычно называется «широкоугольный объектив». Действительно, все камеры Zoom оснащаются именно таким типом объектива. Во всех трех он достаточно приличного качества, искажения минимальны, хотя они все же есть. Если в случае с Q2n и Q2n-4k с этим нельзя сделать вообще ничего, то кустарные попытки переделать объектив у камеры Q8 были – информацию об этом можно найти в интернете. Но обоснованность такой замены сомнительна. Инженеры Zoom не зря приняли решение снабдить свои камеры именно таким типом объектива.
Дело в том, что наилучших результатов с точки зрения записи звука можно добиться, устанавливая любую из трех моделей камер на расстоянии примерно от двух до четырех метров от исполнителей (в случае концерта, где не используется или по минимуму используется электрическое усиление звука). Это идеальные условия, при которых микрофоны Zoom, с одной стороны, качественно улавливают все нюансы и градации звука на сцене, а с другой – практически не улавливают посторонние шумы (зал и др.).
При этом на сцене может находиться достаточно большое количество исполнителей. Если использовать на таком расстоянии стандартный объектив, установленный в подавляющем большинстве камер, вся сцена просто не поместится в кадр.
Начинающий владелец камеры Zoom также может совершить ошибку, не по делу использовав цифровое приближение и не удостоверившись, что в кадр помещается вся сцена. Тогда видео будет выглядеть следующим образом:
С другой стороны, при грамотной установке камеры и соответствующей настройке цифрового приближения, мы получаем качественный звук и, одновременно, можем разглядеть в кадре всех артистов, участвовавших в исполнении:
Единственный недостаток – исполнители, которые находятся на сцене ближе к камере, будут звучать чуть громче, чем те, кто расположен в глубине сцены. К сожалению, в случае с Q2n и a2n-4k этот момент невозможно обойти никак. В случае с Q8 теоретически можно использовать выносные микрофоны, подключенные к XLR-входам, чтобы компенсировать этот перекос, но лично у меня не было возможности протестировать такую конфигурацию.
Справедливости ради следует отметить, что в большинстве случаев этот недостаток не сильно искажает баланс, но при внимательном прослушивании его можно заметить.
Резюмируем: для получения максимально качественной фонограммы, любую из трех перечисленных моделей камер Zoom следует размещать за 2-4 метра перед исполнителями в середине эстрады, удостоверившись, что в кадр попадают как левый, так и правый края сцены.
Случаются ситуации, в которых установить камеру на сцену или перед ней нет технической возможности. Камеры Zoom запишут звук качественнее других и в этом случае, однако здесь придется делать скидку на акустику и размер зала, количество шумов в нем (зрители) и ряд других вещей. В целом, рассчитывать на идеальное качество в таком случае не следует.
Уровень записи
Камеры Q2n и Q2n-4k предлагают предустановленные профили для записи звука. У Q8 такой возможности нет, однако в ней можно установить максимальный уровень чувствительности микрофона.
У каждого свой подход, опыт не заменишь ничем, так что всем владельцам устройств от Zoom я рекомендую выработать свои решения – в конце концов, мы все играем и записываем концерты в разных условиях. Но если времени потренироваться не было, а концерт уже сегодня, рекомендую использовать следующие настройки: все профили и контроли уровня звука отключаются, камера устанавливается в зале во время акустической репетиции, а исполнители пробуют сыграть самое громкое место из запланированной программы.
Даже не включая режим записи, на экране камеры Zoom можно увидеть уровень звука, который ловит микрофон. Желательно, чтобы в самом шумном месте концерта уровень не заходил в красную зону, а оставался где-то в середине желтой. По моему опыту этого можно достичь, поставив ручной регулятор уровня записи на «7» – на любой из камер, если она установлена в пределах четырех метров от исполнителей.
Если окажется, что звук слишком тихий – его всегда можно будет слегка усилить в любом звуковом редакторе (я рекомендую бесплатный Audacity). Если же совершить ошибку, установить микрофонам слишком большую чувствительность и получить запись с пережатым звуком – с этим, к сожалению, уже мало, что можно сделать.
Режимы видеозаписи
В отличие от предустановленных режимов аудиозаписи, предустановленные режимы видео в камерах Zoom имеет смысл использовать. Обычно режим Auto неплохо выполняет свою работу, однако бывают случаи, когда он не справляется и начинает менять цвет в кадре прямо во время записи.
Иногда это может выглядеть, как интересное режиссерское решение, но в большинстве случаев считается просто испорченной видеозаписью. Поэтому лучше всего заранее выяснить, какой свет будет установлен в зале во время концерта и в каких костюмах исполнители планируют выйти на сцену (яркие дамские платья вкупе с изобретательным светом на сцене напрочь сносят цифровой мозг Zoom). В зависимости от этого следует выставить тот или иной предустановленный режим видеозаписи.
В случае, если уточнить подробности картинки на предстоящем концерте невозможно, стоит, не мудрствуя лукаво, установить режим «Concert» – в большинстве случаев он хорошо справляется с поставленной задачей.
Карты памяти
Теоретически для работы с камерами Zoom подходят любые карты памяти формата microSD (для Q8 – SD)/SDHC/SDXC. Во всяком случае в режиме диктофона проблем не возникнет. Но если использовать медленные карты при записи видео с разрешением 1080p и особенно в 4k, карта может захлебнуться от потока данных, и камера остановит запись. Практика показывает, что обычно это происходит в самый важный момент концерта.
Чтобы такого не случилось, рекомендую для записи видео использовать только быстрые карты. К сожалению, стоят они достаточно дорого, но это гарантия качественной записи. Вы наверняка сможете получить точную консультацию там, где будете покупать карту памяти, но на всякий случай сообщу, что у меня не возникает проблем при работе с картами SanDisk Extreme Pro Class 10 UHS-I A2 C10 V30 U3.
Копирование записей с карты на компьютер
Здесь все просто. Теоретически камеру Zoom можно подключить к компьютеру с помощью провода microUSB. Но в этом случае копирование файлов может занять очень много времени – вплоть до пары часов. Рекомендую извлекать карты памяти из камеры и копировать файлы с них на компьютер напрямую, используя либо встроенный, либо внешний кардридер.
Какую из камер Zoom приобрести?
После того, как мы близко познакомились со всеми камерами Zoom и рассмотрели нюансы их использования, читатель, собиравшийся приобрести себе устройство для записи, может почувствовать себя в еще большем недоумении, чем поначалу.
И действительно, каждое из трех рассмотренных устройств обладает как достоинствами, так и недостатками, в связи с чем выбор между ними может показаться нетривиальной задачей. В действительности же все очень просто.
Мы берем за аксиому тот факт, что самым важным параметром для нас является качество записи звука. Все три аппарата справляются с этой задачей блестяще. Возможно, из всей тройки несколько лучше звук пишет модель Q8, которая к тому же предоставляет дополнительные возможности, наподобие смены основных микрофонов или подключения дополнительных. Однако на слух различить запись с концерта, сделанную Q2n или Q8 почти невозможно.
С точки зрения записи видео абсолютным лидером является Q2n-4k – это самая новая модель среди рассматриваемых, которая может похвастаться принципиально более качественными видеохарактеристиками.
Оба тезиса подтверждает следующий пример:
Таким образом, мы имеем три модели, примерно одинаково пишущие звук, среди которых самая старшая и самая младшая обладают схожими характеристиками записи видео, а средняя по этому параметру вырывается вперед. При этом старшая модель обладает полезными продвинутыми возможностями для записи звука, пользоваться которыми станут не все – в том числе по той причине, что это требует дополнительных финансовых вложений, а начинали мы с того, что рекордер нам требуется качественный, но не очень дорогой.
Что же касается цены – цена на три модели растет, как и полагается, от младшей к старшей, с шагом приблизительно в 100 долларов США.
Итого. Если вы стеснены в средствах, покупайте Zoom Q2n, пока ее еще можно купить в магазинах или заказать в интернете. Идеальная запись звука и вполне приличное видео – лучше покупки за последние три года вы еще не делали и вряд ли сделаете в ближайший год. За это время вы подзаработаете денег, а Zoom наверняка выпустит модель Q8-4k – и это будет следующая ваша лучшая покупка.
Если деньги для вас – не слишком большая проблема и вы просто хотите записывать концерты, вести видеоблог или преподавать/учиться дистанционно, выбирайте Zoom Q2n-4k. В настоящий момент эта камера предлагает бескомпромиссное качество записи звука и очень убедительное качество записи видео. А стоит лишь вполовину дороже Q2n: не жалко за те улучшения, которые сделала Zoom.
Если же вы из немногих, кому функциональность аудиотракта Q8 не представляется избыточной, то берите эту камеру и не размышляйте. Впрочем, думаю, если это так, то вам не нужно было дочитывать этот материал до конца – у вас и так уже есть пара таких камер.
Борис Лифановский, ClassicalMusicNews.Ru