10 февраля 2018 года в Германии ушел из жизни русский композитор, член Союза композиторов Санкт-Петербурга и России Александр Леонидович Сойников.
Отечественная музыка понесла тяжелую утрату.
Александр Сойников родился 13 января 1947 года в Гатчине Ленинградской области. Вместе с семьей (отец — военный врач) менял место жительства: Советская Гавань на Дальнем Востоке, Балтийск под Калининградом.
Окончил Калининградское музыкальное училище по классу аккордеона. Затем, снова вернувшись в Гатчину, закончил Ленинградский институт культуры (1970) и Ленинградскую консерваторию (1975) по классу композиции у А. Д. Мнацаканяна.
Преподавал в Псковском музыкальном училище (1970–1971), в Ленинградском клубе «Ровесник» (1972), во Дворце школьников Выборгского района (1972–1975). Александр Сойников — один из основателей Войсковицкой ДМШ Гатчинского района Ленинградской области (1976) (ныне Войсковицкая школа искусств), в которой он и работал до 1986 года.
С 1994 года жил в Германии, периодически бывая в России. До отъезда за рубеж писал много и в разных жанрах, но отдавал предпочтение музыке для театра.
Сотрудничал с труппой «Хореографические миниатюры» (Театр балета им. Леонида Якобсона): балеты «Святочные игры» (1979), «Похождения Ходжи Насреддина» (1982), «Во имя жизни» (1985), «Праздничная сюита» (1986), «Жизнь артиста, или Пленный фавн» (1987) — все в постановке Натальи Волковой, как и балет «Распутин», премьера которого состоялась в 1995 году в лондонском Ковент-Гардене.
Другой соавтор Сойникова — режиссер Ефим Падве, в ту пору возглавлявший Малый драматический театр. С ним были сделаны спектакли «Даровано морем и солнцем» (1982) и «Двадцать минут с ангелом» (1983), а также рок-опера «Сирано де Бержерак».
Плодотворной была совместная работа с Театром юношеского творчества и его руководителем Евгением Сазоновым. Кроме того, Александру Сойникову принадлежат сочинения для симфонического оркестра и оркестра русских народных инструментов, хоровые произведения.
В начале 90-х он создал музыкальный театр «Рок». К сожалению, через 2 года после премьеры рок-оперы «Пришествие» (режиссер — Юрий Александров) театр распался. В эти же годы Сойников написал «Учебник по композиции».
Среди ярких премьер последних лет «Молитвослов» для смешанного хора (Хор Смольного собора, дирижер — Владимир Беглецов). В этом же концерте (14 ноября 2014 го-
да в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии) прозвучали Концерт-театр «Путь к храму» (соло — Ирина Сойникова, скрипка) и поэма «Приношение Востоку» (соло — Станислав Жуковский, дудук).
Симфонию «Мастер и Маргарита» композитор писал более 30 лет (премьера состоялась 11 марта 2017 года в Ульяновске, дирижер — Олег Зверев). 17 марта 2017 года в Большом зале Московской консерватории (дирижер — Владимир Федосеев) прозвучала оратория «Роза Мира» (по Даниилу Андрееву), которую сам автор считал своим главным произведением.
Владимир Федосеев познакомит столичного слушателя с музыкой Александра Сойникова
Вся жизнь Сойникова была посвящена духовным исканиям, философскому осмыслению мира. Мелодический дар, яркое образное мышление, пылкая фантазия и огромный эмоциональный диапазон присущи его творчеству.
Человек большой внутренней интенсивности и экспрессивности, Александр Сойников оставил нам музыку, которая будет волновать многие поколения.
Светлая память!
Виктор Огороднов, “Санкт-Петербургский Музыкальный Вестник”