Размышления о книге Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры».
Современный оперный театр – явление противоречивое и во многом парадоксальное. В нем уживаются самые разные, используя модное слово, тренды и стратегии – нео-архаизация и новаторство, реконструкция прошлого и тотальная деструктивность по отношению к нему, модернизация музыкальных текстов и воссоздание звучания, казалось бы навеки утраченного.
Писать о современном оперном театре очень трудно, именно по причине его фрагментарности, вполне соответствующему постмодернистским веяниям, во многом продолжающим определять формы искусства наших дней.
Трудно оценивать многочисленные эксперименты на оперной сцене, как с эстетической, так и с культурологической точки зрения, и тем не менее очевидно, что осмысление этих процессов важно для понимания не только оперного жанра, но и современной художественной культуры в целом.
Становится ли опера формой массовой культуры по причине ее доступности в самых разных видах популяризации? Зачем режиссерам нужно «приближать» действие оперы к массовому зрителю? Насколько важен визуальный аспект оперы, который зачастую отодвигает музыку и слово на второй план?
Все эти вопросы не имеют однозначного ответа, но обращение к ним со стороны молодых исследователей показывает, что интерес к опере не угасает, а стратегии ее вхождения в пространство масскульта не всегда означают разрушение традиции.
В книге Д. Ю. Густяковой «Репрезентация русской классической оперы в пространстве массовой культуры» (Ярославль : РИО ЯГПУ, 2017) проблемы оперного жанра сегодня рассматриваются с точки зрения его бытия в пространстве массовой культуры, что отражает очень актуальную проблему культуры – судьбу классического наследия в эпоху доминации массовой культуры и тотальной дигитализации, делающей классическое искусство повсеместно и легко доступным самым широким слоям публики.
Дарья Юрьевна Густякова посвятила всю свою творческую жизнь и исследовательские способности жанру оперы. Защитив кандидатскую диссертацию на тему «Классический оперный текст в современной культуре: «Пиковая дама» П. И. Чайковского», автор продолжила исследования в области русской оперной классики в современном контексте.
В результате подготовлена докторская диссертация, которую мы пожелаем автору защитить в ближайшем будущем, и эта книга. В центре внимания автора – различные репрезентации русской оперной классики.
Анализ обширного эмпирического материала, как отечественного, так и зарубежного позволил, как отмечает автор,
«выявить парадоксальность функционирования академически-элитарного оперного жанра в условиях массовой культуры».
В работе было осуществлено соотнесение массовой культуры с классикой, на которую она опирается, в которой нуждается и на которую влияет.
В книге четыре главы, в первой из которых обосновывается культурологический взгляд на предмет, что, на мой взгляд позволяет преодолеть ограниченность чисто искусствоведческого дискурса, выявить культурные смыслы и их динамику на примере оперного жанра.
Вторая и третья главы посвящены анализу произведений, являющихся,
«…по сути, визитными карточками русской классической оперы. Мы уделили в монографии особое внимание операм П. Чайковского «Пиковая дама» и «Евгений Онегин», во-первых, потому что эти произведения существуют в мировом культурном поле (по нашим наблюдениям, из всего массива русских классических опер они являются одними из самых востребованных в мировом театре); во-вторых, в связи со спецификой авторского стиля композитора: музыка П. Чайковского мелодична и демократична, понятна и привычна как русскому, так и европейскому уху, поэтому композитор признан и популярен в России и за рубежом»,
— пишет автор.
В четвертой главе перед читателем предстает широкая панорама современных постановок русской оперной классики, от «Евгения Онегина» до «Катерины Измайловой», ставших частью современной культурной жизни во всех ее противоречиях.
Каков же ответ автора на вызовы современности, стоящие перед оперной классикой? Дарья Густякова не предлагает готовых рецептов решения проблем, да их и не может быть в поликультурном пространстве сегодняшнего дня.
Важно то, что она рассматривает соотнесение массовой культуры с классикой как факт культуры, не нуждающийся в критике или отрицании. Оперная классика, как и все классическое наследие, входят в массовую культуру не потому (или не только потому) что они всеми возможными средствами приспосабливаются к ее законам, а потому что и сама массовая культура наших дней представляет собой сложное пространство, в котором соседствуют разные тексты, формы, жанры и ценности.
Опера обогащает массовую культуру, но и черпает в ней новые силы для новых решений, привлечения новой публики и нового творческого подъема. Те парадоксальные творческие решения, режиссеров современного оперного театра в их стремлении приблизить «архаичную» оперную классику к «малоподготовленной» публике, о которых идет речь в этой книге, демонстрируют всю неоднозначность ситуации и необходимость дальнейшей рефлексии.
Автор не боится анализировать скандальные постановки классики различными современными режиссерами, проявляя чувство такта и необходимую исследовательскую дистанцию, и это помогает понять сложные явления (пост)современной культуры без неприятия и без восхищения, давая собственную оценку в каждом отдельном случае.
Разрешите сказать несколько слов об авторе. Я много лет наблюдаю становление Дарьи Густяковой как исследователя. Выступления на конференциях, обсуждения, долгие беседы – все это показывает мне, как выкристаллизовывается ее исследовательский потенциал, вырабатывается и обосновывается точка зрения.
Я рада тому, что являюсь рецензентом этой книги и хочу пожелать Дарье Юрьевне успешной творческой жизни, продолжая тот трудный, но прекрасный путь, на котором эта книга стала значимой вехой.
Екатерина Шапинская, orfeiart.ru