Французская экономическая газета «Эхо» опубликовала статью, в которой объясняет нынешние финансовые трудности оперных театров.
Жестокая конкуренция, растущие расходы, отсутствие повышения производительности труда… Все эти сложности делают выживание оперных театров практически невозможным без государственных субсидий и спонсорской помощи.
Профессор экономики Парижского горного института Франсуа Левек в статье, опубликованной в газете “Эхо”, приводит в пример Нью-Йоркскую городскую оперу, которая не выдержала конкуренции с Метрополитен-оперой и была закрыта.
Профессор Левек считает, что в каждом крупном городе должен быть свой оперный театр, однако нередко сложности начинаются в тот момент, когда в городе два или больше оперных театров, как в Лондоне, или в Берлине. Правда, в Берлине все оперные театры объединены в одну систему, что помогает справляться с финансовыми трудностями, а также избежать репертуарных пересечений: до этого в Берлие был случай, когда во всех трех театрах в один вечер давали оперу Моцарта “Волшебная флейта”.
Со своей стороны напомним, что Москва может похвастаться семью оперными театрами, если считать Оперный центр им. Г. Вишневской.
В статье экономиста говорится, что все главные оперные дома мира конкурируют за артистов, режиссеров и дирижеров. С точки зрения экономиста, эта борьба не слишком отличается от борьбы футбольных клубов за востребованных футболистов. Однако, деньги, которые клубы получают благодаря привлечению футболиста-звезды в разы отличаются от прибыли, которую получают театры благодаря привлечению в спектакль выдающегося певца. Правда, зарплаты певцов также отличаются и от гонораров футболистов.
Профессор Левек также отмечает, что театры не встречаются друг с другом в противостояниях, которые по накалу можно было бы сравнить с футбольными матчами. Некоторые, впрочем, по этому поводу могут вспомнить противостояние Большого и Мариинского театров в Лондоне в 2006 году.
И всё же игра здесь ведется в основном на поле вкусов. Конкуренция между оперными театрами восходит к конкуренции между городами и государствами. Ярким примером является Германия, где порядка тридцати театров были построены до 1800 года, в тот период, когда на территории нынешней европейской страны существовало большое количество разных княжеств, герцогств и т. п.
Причем экономические исследования показывают, что постройка новых театров в то время не всегда являлась следствием экономического процветания того или иного города, однако впоследствии приводило к повышению благосостояния региона. Это происходило благодаря увеличению престижа города после постройки оперного театра и притоку в связи с этим новых жителей.
Сегодня ожидать экономического подъема из-за постройки таких комплексов, как Дубайский оперный театр вряд ли стоит. Однако, это остается делом престижа.
С экономической точки зрения здесь важно и то, что, в целом, касается любых мероприятий, связанных с живыми выступлениями: неизбежность роста цен.
Иными словами, следует учитывать, что актеры, певцы или музыканты являются живыми людьми. В этом смысле они ничем не отличаются от других производителей товаров и услуг, за исключениям одной небольшой детали: их деятельность не является способом производства чего-либо, а представляет собой, собственно, сам продукт.
Для того, чтобы выжить, любое производство вынуждено оптимизировать издержки и увеличивать производительность. Как вариант можно предложить, чтобы музыканты, исполняющие, допустим, Струнный квартет op. 18 Бетховена, который идет полчаса, сократили его длительность хотя бы минут до двадцати. Однако, это может вызвать скандал.
Хотя с 1801 года, когда был написан Первый квартет Бетховена, в других областях человеческой деятельности производительность человеко-часа выросла неимоверно.
Есть вариант платить музыкантам так же, как 1801 году, но на это уже вряд ли пойдут сами артисты. Герои артистов хора в опере “Набукко”, конечно, являются рабами вавилонян, но сами певцы себя рабами не считают и хотят получать достойную компенсацию за свой труд.
Таким образом, если говорить серьезно, расходы оперных театров год от года неумолимо повышаются, а государственные субсидии в большинстве стран сокращаются. Выходом может стать более широкое привлечение частных инвестиций.
И тут возникает другая проблема: чтобы получить крупные частные инвестиции, лидеры оперных театров – будь то интенданты, дирижеры или режиссеры – несмотря на то, что они возглавляют некоммерческие учреждения, должны быть настолько же талантливы и ярки, как и их коллеги, которые управляют настоящим бизнесом.
Вадим Журавлев. “Короли, кастраты, примадонны… Кто главный в опере?”
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам газеты LesEchos