Кто из музыкантов не знает заветного московского адреса – улица Качалова, 24? Сегодня эта улица носит уже иное название, чем в советские годы (Малая Никитская), но для многих и до сих знаменитое «на Качалова» – однозначное место: Дом звукозаписи. Или еще сакраментальная аббревиатура: ГДРЗ – Государственный Дом радиовещания и звукозаписи.
Гостелерадио СССР. Величественное здание сталинского стиля было возведено в 1936 году: в советские годы в нем работало Всесоюзное радио, рождались легендарные записи, вошедшие в золотой фонд отечественной культуры. Застройщиком был определен тогда Грампласттрест, поскольку изначально ГДРЗ планировался как фабрика по выпуску грампластинок.
Авторами проекта семиэтажного здания были архитекторы А. Земский и А. Туркенидзе, развернувшие грандиозное по тем временам строительство. Внутренние студийные армированные стены были толщиной в три кирпича с воздушной прослойкой и двойным остеклением богемским стеклом.
Строительством руководил молодой ученый И.Е. Горон, ставший впоследствии первым его директором, автором учебников по радиовещанию, на которых выросло не одно поколение специалистов, в том числе, и работников Дома звукозаписи.
С момента своего открытия Дом звукозаписи стал свидетелем и участником бурного развития музыкальной жизни страны. Здесь записывались такие звезды советской эстрады, как Леонид Утесов, Клавдия Шульженко, Лидия Русланова, Муслим Магомаев.
В его стенах создавались записи радио-спектаклей, литературных чтений, опер и балетов. Здесь в годы Великой Отечественной войны, в цокольном этаже была студия, из которой передавал сводки Совинформбюро Юрий Левитан.
Несколько лет назад судьба уникального учреждения оставалась неопределенной, что вызывало волнения и кривотолки в среде музыкантов, однако к настоящему времени дом не бесхозен – его хозяин издательство «Известия», подведомственное Управлению делами российского президента. Более того, в нем кипит творческая жизнь, а студии ремонтируются, наполняются новым современным оборудованием.
Одной из таких обновленных, а точнее полностью реконструированных, оказалась 2-я студия, которая теперь – полноценный дом для Государственного Кремлёвского оркестра Управления делами Президента РФ, именно здесь молодой коллектив теперь имеет постоянную репетиционную базу.
Ее презентация после капитального ремонта состоялась в феврале нынешнего года, а по осени в просторных зал, обшитый уникальными древесными породами, пригласили музыкальных критиков и журналистов – оценить новое прекрасное пространство.
На этой памятной встрече художественный руководитель и главный дирижер Кремлёвского оркестра Константин Чудовский, рассказал о деталях и этапах реконструкции студии (рассказ был проиллюстрирован фотографиями), а также продемонстрировал блестящие акустические параметры помещения вместе со своим оркестром. Оркестр исполнил Адажио из балета «Спартак» Хачатуряна, «Танец Анитры» Грига и фрагмент из 3-й части Второй симфонии Рахманинова.
Великолепный обволакивающий звук, идеальное по своей равномерности его распределение по всему объему студии, отличные экранирующие свойства новых панелей, которыми обшита студия – все это доставляло истинное наслаждение меломанскому уху: погружение в музыку оказалось тотальным и очень приятным, волнующим. Небольшие фрагменты, тем не менее, дали возможность оценить форму коллектива – она вызывает восторг: молодой коллектив продемонстрировал поразительно гармоничное звучание, тонкую музыкальность, одухотворенность исполнения даже в этих прекрасных, но небольших кусочках великой музыки.
После музицирования настало время бесед. Отвечая на вопросы журналистов, маэстро сказал о главной миссии кремлевцев так:
«Наш оркестр создан по инициативе Управления делами Президента РФ как музыкальное лицо государства, как коллектив, который может выступать на мероприятиях с участием первых лиц.
Кроме того, это не просто оркестр, а как бы мини-филармония, так как предполагается, что в нем будет четыре состава (всего 160 музыкантов): Большой симфонический, Камерный, духовой, эстрадно-джазовый».
Жизнь молодого коллектива полна интересных проектов, концертных выступлений, гастролей. Один из проектов – Академия для молодых музыкантов – студентов музыкальных вузов страны, начало которой уже положено: состоялись мастер-классы по специальности «гобой» с первой приглашенной гобоисткой оркестра Марией Сурначевой.
Константин Чудовский рассказал и о других проектах кремлевцев: образовательных, детских, об исполнении музыки современных композиторов (Ефрема Подгайца, Александра Соколова и др.). Часть этих проектов планируется проводить в обновленной 2-й студии, в том числе это будут и интерактивные авторские встречи худрука с публикой.
Размеры студии – 280 кв. м площади, а высота потолка 10 метров – позволяют реализовывать многие начинания, она – прекрасный камерный зал и для концертов, и для звукозаписи, причем в планах у оркестра проводить здесь записи под собственным лейблом.
Словом, Кремлевский оркестр получил в распоряжение комфортный дом, а российская столица – еще один замечательный зал, который обязательно станет мощным источником притяжения и создания культуры, и в этом – новое продолжение великих традиций славного ГДРЗ.
Александр Матусевич