С тех пор как этим летом, после раскрытия террористического заговора в Лондоне, авиакомпании ужесточили требования к ручной клади пассажиров, музыканты и администраторы оркестров впали в панику.
И вовсе не из-за угрозы терроризма (какой бы опасной она ни была). Они отказываются сдавать свои инструменты в багаж и оставлять их на попечении грузчиков аэропорта.
На заключительном концерте Променад-концертов в Лондоне дирижер Марк Элдер обратился к слушателям с подиума.
«Я думаю, все согласятся со мной, что настало время положить конец этой несправедливости. Иначе, как мне кажется, на следующий год нам придется слушать Концерт для лэптопа с оркестром.»
Эти слова слышали 6 тысяч зрителей Лондонского Ройял Альберт Холла и несколько миллионов радио- и телезрителей Би-Би-Си. Призыв Элдера эхом отозвался в сердцах множества музыкантов, которые в последнее время жаловались на ограничения и умоляли британское правительство пересмотреть слишком строгие правила, при которых ручная кладь авиапассажиров не должна превышать по размерам лэптоп.
Группа известных музыкантов, возглавляемая дирижером Колином Дэвисом и виолончелистами Джулианом Ллойдом Уэббером и Ральфом Киршбаумом опубликовала письмо в газете Таймс, утверждая, что новые правила ставят под угрозу статус Великобритании как музыкального центра.
«Полеты стали практически невозможными для музыкантов, ибо просто немыслимо перевозить бесценные скрипки и виолончели 18 века в багаже самолета без риска их повредить.»
Газеты Таймс и Скотсман процитировали слова Кейта Эймса, представителя Британского Союза музыкантов, который сказал, что новые предписания имеют «разрушительное воздействие» на членов Союза.
«Никто не требует ослабления правил безопасности, но тот факт, что музыкальные инструменты (сделанные из дерева и легко поддающиеся просвечиванию) должны отправляться в багаж, означает лишь то, что музыканты просто не станут летать».
Согласно нескольким лондонским газетам британский Государственный Секретарь под делам транспорта Дуглас Александер сообщил спутниковой сети «Скай Ньюс», что чрезвычайные меры безопасности сейчас обсуждаются с авиакомпаниями и Британским Управлением аэропортов.
Многие известные солисты пускаются в невероятные объездные пути с тем, чтобы иметь возможность благополучно держать инструменты при себе, и позаботившись о том, чтобы сообщить прессе об этих неудобствах.
Газета Гардиан сообщила, что Киршбаум добирался до северной Италии поездом более 24 часов, при том, что обычно та же поездка занимает 3-4 часа. Другой виолончелист, Стивен Иссерлис, сказал газете Индепендент, что для того, чтобы после концертов в Кельне попасть на следующие концерты в американском штате Коннектикут, ему, видимо, придется лететь из Германии в Монреаль и оттуда ехать в Нью-Йорк на поезде:
«Какая тут угроза террористов? Виолончель всем заметна, а уж самое последнее, что террорист хочет, так это бросаться в глаза.»
Увы, один инструмент уже пал жертвой новых правил безопасности. Кошмар, которого все музыканты так надеются избежать, уже стал явью этим летом для одного невезучего молодого канадца.
Пол Кейси, 20-летний студент Университета Оттавы, прибыл в Бельгию в июле для участия в европейском туре Молодежного оркестра Америки и получил свой альт поврежденным и непригодным для игры, после того, как инструмент путешествовал в багаже авиакомпании «Эйр Канада». (Никаких шуточек про альтистов, пожалуйста!)
Кейси сообщил газете The Ottawa Citizen, что у альта стоимостью 13800 долларов оказались сломанными шейка и нижняя дека, и появились несколько трещин на верхней деке, несмотря на несколько наклеек «FRAGILE» на футляре со всех сторон.
Представители авиакомпании утверждают, что их требования к размерам ручной клади очень строги, а футляр с альтом оказался гораздо больше, чем это разрешено, поэтому по настоянию наземного персонала инструмент был сдан в багаж. Кейси заявил, что всего месяц назад он уже путешествовал со своим альтом, и тогда никаких проблем не возникало.
Авиакомпания согласна компенсировать ущерб багажа только в пределах 1500 канадских долларов, «если только более высокая стоимость не была задекларирована заранее». Кейси настаивает, что авиакомпания должна компенсировать все расходы по ремонту альта и пока еще не представил иск своему страховому агенту.
Марк Тетро, представитель канадского отделения Американской Федерации музыкантов, заявил газете, что «они лоббировали «Эйр Канада» в течение многих лет», чтобы установить правила для музыкантов, путешествующих со своими инструментами.
«Все, чего мы хотим, – это четкие правила, а не внезапные решения прямо у стойки регистрации».
Представитель «Эйр Канада» Питер Фитцпатрик не стал комментировать конкретный случай с Кейси, но сообщил газете, что «в прошлом наши правила могли быть гибкими. Но сегодня они стали гораздо более строгими. Теперь наши самолеты перевозят намного больше народу».
Профессиональные музыканты всегда настаивали на том, чтобы брать инструменты (как правило, очень дорогие) с собой в самолет в качестве ручной клади. Виолончелисты и контрабасисты обычно платили за лишнее место, чтобы держать инструмент рядом с собой. Но теперь нью-йоркский оркестр St. Luke предпочел отменить свое участие в «Променад-концертах» в Лондоне и в Эдинбургском фестивале, но не рисковать инструментами.
Музыканты оркестра Большого театра, обязанные по контракту постоянно держать при себе инструменты, выданные Госколлекцией, попали в сложную ситуацию, когда ограничения на размер ручной клади были устрожены как раз под конец их гастролей в Лондоне. В итоге они все-таки получили разрешение из Москвы и сумели покинуть Великобританию, в то время как их инструменты были отправлены все вместе в специальном защищенном багаже.
Джулиан Ллойд Уэббер, который играет на виолончели Страдивари 1690 года, заявил газете Индепендент:
«Это катастрофическая ситуация. К ней относятся, как к курьезу, но ведь это касается средств к существованию. Я не думаю, что это имеет отношение к безопасности. Даже после 11 сентября такое никому в голову не приходило.»
По материалам PlayBill Arts