Умару Бексултанову – человеку больших знаний, разносторонних художественных интересов, известному композитору, общественному деятелю и педагогу, пианисту и дирижеру, автору музыки Гимна Чеченской Республики, члену союза композиторов РФ, заслуженному деятелю искусств ЧИАССР – 70 лет.
Сила воздействия музыки, по словам известного русского композитора А. Серова, в том, что она
«дополняет поэзию, досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить. Это свойство музыки составляет и главную прелесть, главную чарующую силу… Она – непосредственный язык души».
Умар Бексултанов родился 20 октября 1937 года в селе Чечен-Аул. Мать Умара была домохозяйкой, отец – трактористом. Он хорошо помнит 23 февраля 1944 года – день депортации чеченского народа. Днем раньше его мать ездила к своим родственникам в соседнее село, но вернуться не успела. Так мать и сын расстались на долгие двадцать лет.
Вскоре умирает отец. Мальчик попадает в дошкольный детский дом в селе Беловодское недалеко от города Фрунзе. Вначале его не хотели принимать. Умар был настолько худой, что воспитатели боялись, что он не выживет. Директор детдома под личную ответственность приняла его и сделала все, чтобы он поправился. Через два года Умар переходит в Панфиловский детский дом.
При детдоме была семилетняя школа. Уже с ранних лет, наряду с играми, свойственными детскому возрасту, дни его были заполнены работой, всевозможными занятиями, в которых проявлялся его музыкальный дар. Умар был активным участником художественной самодеятельности: пел, танцевал, рисовал. Но больше всего полюбил музыку.
В детдоме был духовой оркестр, которым руководил Борис Иванович Металлов. В оркестре Умар играл на трубе. Духовой оркестр Панфиловского детдома, как правило, всегда занимал призовые места. Умар Бексултанов и его закадычный друг Володя Лавров были ведущими трубачами в оркестре, который стал для них источником самых живых восторгов.
В 1953 году, окончив семилетку, Володя и Умар пришли к директору детского дома и заявили, что они хотят поступить во Фрунзенское музыкальное училище. Администрация детдома подготовила необходимые документы, и ребята без особого труда поступили.
На 2-ом курсе Бексултанов перешел на оркестровое отделение, так как врачи посоветовали ему оставить занятия игры на трубе по состоянию здоровья.
Преподаватель по классу трубы Семен Матвеевич Вайндорф, скрепя сердце согласился с заключением врачей. Он мечтал сделать из Умара блестящего музыканта-трубача.
Выпускник Ленинградской консерватории Герман Григорьевич Окунев, предвидя в юноше прекрасного музыканта, готовил для поступления в консерваторию. Большую помощь Умару также оказывал директор Фрунзенской филармонии Борис Феферман.
Окончательный поворот в судьбе Бексултанова произошел в 1959 году, когда он приехал в Ленинградскую консерваторию для сдачи экзаменов. Ему исполнился 21 год, когда в нем с огромной, всепобеждающей силой вспыхнуло желание заниматься одним-единственным, самым главным, самым любимым делом – музыкой. Приемная комиссия, ознакомившись с документами, заявила, что они не могут их принять по той причине, что у Бексултанова всего 2 года стажа, а требуется – три.
Нетрудно себе представить душевное состояние молодого человека, преодолевшего ради этой цели три тысячи километров.
В шоковом состоянии Умар шел по коридору консерватории. Он ничего не видел, ничего не слышал. Вдруг его останавливает пожилой мужчина и спрашивает:
– Что случилось, молодой человек, на вас лица нет?!
– У меня не принимают документы…
– Почему?
– Говорят, что в моем трудовом стаже не хватает одного года…
– А у вас есть какое-либо рекомендательное письмо? – поинтересовался собеседник Умара.
– Есть. Оно выдано мне Министерством культуры Киргизской ССР.
– Пойдемте со мной.
Несколько минут спустя комиссия приняла документы. Человек, который помог Умару, оказался деканом теоретико-композиторского отделения – Виктор Владимирович Волошинов – именно того отделения, куда стремился поступить Бексултанов.
Преодолев все трудности, Умар Бексултанов успешно сдал экзамены и стал студентом композиторского отделения Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова, открывшегося впервые в России осенью 1862 года. В этой консерватории учились великие русские и советские музыканты: Петр Чайковский, Сергей Рахманинов, Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Дмитрий Шостакович и многие другие.
На первом курсе Умар написал семь пьес. Самой удачной, по мнению О. Евлахова, оказалась седьмая, которая называлась «Токката». «Это мне нравится!» – воскликнул профессор с необыкновенным энтузиазмом, когда Умар завершил исполнение пьесы без единой неверной или даже сомнительной ноты.
Это были счастливые годы, когда талант молодого музыканта развивался под наблюдением и руководством самых ярких и оригинальных художников.
“Консерватория, занятия с Евлаховым, дали мне больше, чем все мое музыкальное образование и деятельность до нее. Я занимался, как одержимый, с трепетом и благоговением относился к урокам по сочинению.
Беседы о современной музыке, разбор технических приемов, присущих новаторским исканиям в музыкальном искусстве, высокие художественные требования, творческий накал помогали нам по-новому подойти к задачам сочинения, к пониманию главного назначения искусства в обществе”,
– вспоминает Умар. На выпускной экзамен Умар подготовил симфоническую поэму «Гамар» по одноименной поэме, созданной на фольклорном материале чеченской писательницей Марем Исаевой(1898-1977), фортепианное трио, вокальный цикл «В дорогу» на стихи иранских поэтов.
Знаменательны слова профессора Ореста Александровича Евлахова, высказанные в адрес Бексултанова после исполнения на выпускном экзамене симфонической поэмы “Гамар”:
«В творчестве любого композитора всегда ценна, прежде всего, национальная определенность, и я с радостью отмечаю, что мой ученик удивительно чутко сумел отразить в симфонической поэме «Гамар» интонации чеченских народных песен».
Экзамены молодой композитор сдал успешно. Наступила самая ответственная пора: распределение выпускников.
В 1964 году молодой композитор Умар Бексултанов вернулся на долгожданную родину, с которой его разлучили двадцать лет назад. Выпускник Ленинградской консерватории начал работать в симфоническом оркестре Чечено-Ингушской филармонии, преподавал в республиканском музыкальном училище, а затем был его директором.
Творчество Бексултанова охватывает все области музыки. Из-под его пера выходят: «Героическая симфония», оратория «Дорогой Октября» на стихи Н. Музаева, «Концерт для фортепиано с оркестром», «Вайнахские эскизы», сюита «Родной мой край», несколько фортепианных прелюдий, фортепианные вариации на темы чеченских народных песен и многое другое.
Он пишет музыку к спектаклям драматического театра. Его произведения исполняются симфоническим оркестром Чечено-Ингушской филармонии. Умар Бексултанов принимает самое деятельное участие в республиканских музыкальных конкурсах, фестивалях, смотрах художественной самодеятельности. Во всех этих мероприятиях его избирали председателем жюри. Интенсивную композиторскую работу он сочетал с выполнением многочисленных обязанностей, ответственных и весьма трудоемких.
Основанием гармоничности Умара Бексултанова является идеал служения людям, ясное осознание того, что есть в мире – добро и что – зло, всемерное содействие первому и борьба со вторым.
В истории культуры чеченского народа, на мой взгляд, есть событие, определяющее ее судьбу на десятилетие вперед. Такой исторической вехой, безусловно, было создание «Героической симфонии»!
Умар Бексултанов является зачинателем и первопроходцем во всех жанрах массовой музыки.
Бексултанов уделял большое внимание и творчеству детей. Он привнес в детскую музыку много своего, яркого, талантливого. Его сборник детских песен, изданный в Москве, и сегодня остается учебником для учащихся музыкальных школ нашей республики.
Тематика детского сборника разнообразна: меткие, реалистические картины быта, через детское восприятие услышанная жизнь природы, детские забавы и развлечения. Одно из замечательных свойств сборника – сочетание чуткого отношения к поэтическому содержанию песен с исключительной свободой музыкального развития.
Взгляд Умара Бексултанова на сегодняшнее воспитание подрастающего поколения нашей республики музыкальной культурой:
“Мне кажется, что школьное обучение музыке в Чечне во многом оставляет желать лучшего. В городских и сельских школах музыку преподают люди, не имеющие специального образования. Бывает так, что уроки музыки в школах не ведутся вовсе. Это – преступление.
Если человек со школьной скамьи не научится понимать и ценить прекрасное, в дальнейшем он не постигнет прелести общения с искусством. Нам также необходимо уделить серьезное внимание музыкальным школам, в которых обучается очень мало учащихся. Сегодня в республике нет музыкального училища, а это значит, что мы не можем подготовить молодежь для поступления в высшие музыкальные учебные заведения, чтобы воспитать профессиональных музыкантов.
В республике, к великому сожалению, пока нет симфонического оркестра.
Я об этом говорил сорок лет назад и повторяю сейчас: чеченскому народу нужна не только лезгинка. Ему нужна музыка, которая исповедует древнейшую из заповедей – быть откровением чувств, откровением познания глубокого мира человека.
Султан Атабаев «Вести республики», “Грозный Информ”