Обострившийся в последнее время конфликт внутри МГИМ им. А. Шнитке переходит в открытое противостояние.
На протяжении нескольких лет из Московского государственного института музыки имени Альфреда Шнитке по инициативе ректора Анны Щербаковой и заведующего кафедрой оркестрового мастерства дирижера Игоря Громова под разными предлогами планомерно увольняются и исключаются преподаватели и студенты.
Ситуация максимально обострилась осенью 2020 года, когда отчисленная с последнего курса студентка-отличница, идущая на красный диплом, подала жалобу в Департамент культуры г. Москвы, которую подписали 29 преподавателей и студентов МГИК им. Шнитке.
#деломгим
Друзья!
Суббота вечер, у моего отца сегодня день рождения, но поговорить нам с вами придется немного о…
Опубликовано Petya Lundstrem Суббота, 27 февраля 2021 г.
В ответ бывшая студентка получила иск о защите чести и достоинства от Громова на 300,000₽.
В настоящее время инициативной группой преподавателей и студентов готовится коллективное письмо в вышестоящие инстанции о ситуации в Институте.
Ниже публикуется открытое письмо профессора МГИМ, заслуженного деятеля искусств Александра Козырева (авторские орфография и пунктуация сохранены).
Молчать больше нельзя…
Моя педагогическая и творческая деятельность в МГИМ им. А. Г. Шнитке на кафедре народного пения началась в 2003 году, после завершения работы в Государственном Академическом Рязанском русском народном хоре в должности художественного руководителя. Творческая и педагогическая атмосфера в то время в институте была вполне успешная и насыщенная. Я с удовольствием ездил на работу в институт, где вёл такие предметы на кафедре народного пения, как сольное народное пение и хоровой класс (народный хор).
Работа со студентами шла успешно, а с коллективом народного хора началась активная концертная деятельность на самых разных площадках в г. Москве. Уже в июне 2004 г. народный хор под моим руководством был приглашён с концертными выступлениями в Китай, которые там прошли с большим успехом.
В 2004 г. к нам на кафедру пришёл выдающийся учёный-фольклорист, профессор, заслуженный деятель искусств Р.Ф. Вячеслав Михайлович Щуров. Все мои коллеги на кафедре
были очень рады такому событию, т. к. все мы были его учениками в ГМПИ им. Гнесиных. В. М. Щуров, как всегда, прекрасно преподавал студентам свои предметы: народное музыкальное творчество, расшифровку народных песен, стилевые особенности народных песен регионов России, а также проводил интереснейшие конференции по итогам своих поездок в фольклорных экспедициях.
Десять лет плодотворно работал с нами В. М. Щуров, талантливый учёный. В 2015 г. в институте вдруг неожиданно произошли большие изменения, прежде всего они коснулись действующего тогда руководства института. От занимаемой должности был освобождён ректор института А. Л. Дегтярёв, замечательный человек, с большим опытом работы руководителя. На место ректора была назначена декан РГСУ А. И. Щербакова, которая сразу же стала менять руководство института, педагогические и творческие структуры.
Ссылаясь на новые образовательные стандарты, ею были сделаны значительные сокращения педагогических часов у студентов, у педагогов. Были отменены многие предметы в ВУЗе, среди них и те, которые я вёл («История народно-певческого исполнительства», «Древнерусское певческое искусство», «Основы сольной импровизации», «Аранжировка народной песни», «Педагогическая практика».) Причём всё происходящее не обсуждалось и никем не объяснялось.
В коридорах института, среди педагогов пошли «тревожные разговоры» и они не умолкали потому, что появлялись вдруг уже «уволенные» коллеги. Потом ещё и ещё. Всё это никак не могло оставаться незамеченным.
Особенно болезненным для меня было объявление об упразднении нашей кафедры народного пения. Ведь кафедра народного пения, которая была открыта в институте ещё в 90-х годах была создана для сохранения и развития народного певческого искусства, воспитания молодых исполнителей народной песни, о чём мечтали наши наставники в «гнесинке»: Н. К. Мешко (выпускницы МГИМ им. Шнитке), Л. В. Шамина (первая зав. кафедрой народного пения института), В. М. Щуров и другие основатели этой специализации.
Теперь она входила в объединённый состав кафедр: баяна и аккордеона, домры и балалайки и среди них наша, как отделение народного пения под общим названием – «Кафедра народного исполнительского искусства». Я никак не мог с этим согласиться, ведь инструментальное искусство имеет свои отличительные особенности и педагогики и исполнительства, а народное пение свои, ведь голос – особое создание природы.
Лишившись своей кафедры, мы были лишены всех своих научных и творческих планов: проведения своих кафедральных концертов, научно-практических конференций, проведения конкурсов исполнителей народной песни. Такого «объединения» кафедр ни в каких других ВУЗах России не делали (Саратовская консерватория, Санкт- Петербургская консерватория, Академия им. Гнесиных, Краснодарский институт культуры, Консерватория им. С. В. Рахманинова в Ростове на Дону и др.) Более того, Щербакова А. И. пригласила возглавить эту новую кафедру из того же РГСУ, никому неизвестного в народном искусстве Ануфриева Е. А., который, по словам Щербаковой А. И., на представлении его кафедре: «он такой талантливый руководитель, поднял на высокий уровень Тульский колледж им. Даргомыжского, где он был директором».
Это была неправда. Со временем я сам увидел, что из себя представляет Ануфриев Е. А. Этот человек никак и ничем себя не проявил ни как педагог, ни как исполнитель – баянист (нет никаких аудиодисков, как у других исполнителей с исполнением программ на баяне, нет известных его учеников – лауреатов международных конкурсов), ни как составитель репертуарных сборников для баяна. Моё твёрдое убеждение, что этот человек непрофессионал и не соответствует занимаемой должности. Уверен, что по этой причине ушли из института, с кафедры народного исполнительского искусства выдающиеся, талантливые музыканты – педагоги и исполнители: Ф. Р. Липс, В. А. Семёнов, В. Б. Болдырев.
Кроме того, Ануфриев Е. А. ещё отличается и низким культурным уровнем в общении с людьми. За период с 2015г.- 2020г. в институте, под руководством Щербаковой А. И. были уволены многие талантливые творческие личности. (И. Мокеров, И. Виноградов, И. Рейбарх – выпускники этого уч. заведения, с прекрасными результатами своей дирижёрской и творческой деятельности.) Чем они так неугодны стали Щербаковой А. И.? Вопрос остаётся без ответа. Разве только, что эти люди имели свою творческую и гражданскую позицию. Методами давления и угроз человеку, «затыкания ему рта», можно любого работника довести до крайнего решения и «уволить» его с работы. Именно так руководство МГИМ им. А. Г. Шнитке ведёт свою управленческую политику.
За это время я сам убедился в этом. В 2018 г. я даже попал в больницу, в кардиологию от многочисленных переживаний на работе. То зав. кафедрой даёт огромную нагрузку на учебный год, невзирая на возраст, на мою просьбу несколько сократить её, то, вдруг снимают доплату за руководство народным хором, не предупреждая, а когда обращаешься к Ануфриеву Е. А. с вопросами по этому поводу, то слышишь уже привычный ответ: «Это не обсуждается!» Создавалось ощущение, что ты находишься не в учебном заведении, где работает интеллигенция, а в каком-то армейском полку.
В 2019 г., в апреле месяце я был официально приглашён в г. Ярославль для проведения семинарских занятий с руководителями народно-певческих коллективов. На имя ректора было прислано из г. Ярославля письмо-приглашение меня на семинарские занятия, но когда остался один день до моего отъезда, Ануфриев Е. А. сказал мне, что он не разрешает ехать в г. Ярославль. Когда я сказал ему, что в г. Ярославле меня уже ждут 32 руководителя творческих коллективов, что я там представлять буду наш МГИМ им. А. Г. Шнитке, он сказал ту же фразу: «Это не обсуждается! Вы будете сидеть в Концертном зале, на Фестивале должна быть публика!»
Более того, на следующий день, не сказав мне, он позвонил в г. Ярославль, в методический кабинет и сказал директору: «Козырев А. А. к вам не приедет!» Семинарские занятия были сорваны.
Последние события этого уходящего года привели к тому, что я принял решение уйти из института, хотя и желание работать, и творческих планов у меня было ещё много. Одиннадцатого сентябре этого года, в Рахманиновском зале Московской консерватории состоялся вечер, посвящённый 60 летию творческой деятельности профессора Щурова В. М.
Ещё в августе В. М. Щуров звонил мне, приглашал, как своего ученика принять участие вместе со студентами МГИМ им. А. Г. Шнитке в этом вечере. Конечно, я не мог отказать моему учителю, моему наставнику, с которым по жизни мы уже 47 лет вместе.
Учитывая сложную обстановку в связи с коронавирусной пандемией я обратился к ректору Щербаковой А. И. с просьбой разрешить участвовать нашим студентами в количестве десяти человек на этом вечере. Щербакова А. И. мне разрешила. В начале сентября мы занимались в очном режиме, и я быстро подготовил со студентами репертуар для концерта.
Однако, Ануфриев Е. А. был против нашего участия в концерте. Я ему объяснил, что обращался к ректору за разрешением, и она разрешила, но он стал упрекать и запрещать мне выступление со студентами. Отмечу, что это мероприятие было официально разрешено правительством Москвы, была афиша на сайте консерватории, были билеты на концерт, к тому же там были многие другие творческие коллективы Московских ВУЗов: вокальные ансамбли Академии Гнесиных, института культуры, им. Ипполитова – Иванова, детский ансамбль и другие.
Выступление моего ансамбля прошло с большим успехом. В. М. Щуров был очень доволен программой вечера и сердечно поблагодарил всех участников концерта. Но спустя несколько дней он оказался в больнице с вирусной пневмонией и 20 сентября скончался. Ануфриев Е. А. тут же позвонил мне и с угрозой сказал, чтобы я написал объяснительную записку ректору, почему я водил студентов на концерт в консерваторию. Я опять ему ответил, что посещение концерта было согласованно с ректором. Объяснительную записку я написал и отметил в ней, что на концерте все студенты соблюдали меры предосторожности и что после концерта они все здоровы. Я и сам сделал обследование, которое показало, что я здоров.
22-го сентября Ануфриев Е. А. вместе с Коженковым В. В., пригласив меня в кабинет, устроили надо мной «суд» всё с теми же вопросами и объявили мне, что Щербакова А. И. мне не разрешала участвовать со студентами в концерте, с чем я никак не мог согласиться и отвечал им, что разрешение от ректора было. Разговор затягивался, я чувствовал, что могу опоздать уже на занятия с народным хором и сказал, что мне нужно идти к студентам в хоровой класс, на что и Ануфриев Е. А. и Коженков В. В. сказали мне: «Мы отстраняем Вас от хора!»
Я был удивлён и спросил: «На каком основании я отстранён от работы с хором?» Ответа никакого не было. 29-го сентября эти же лица пришли в хоровой класс и объявили студентам, что я отстранён от занятий с хором.
После этих событий я решил встретиться с Щербаковой А. И. и узнать, на каком основании меня отстранили от хорового класса. Разговор у нас с ней был небольшой. На мой вопрос о моём отстранении от хора она не ответила. Когда я сказал: «Ведь Вы же разрешили нам участвовать в концерте, посвящённому 60-ти летию творческой деятельности В. М. Щурова», – она вдруг, не задумываясь, сказала: «Я вам не разрешала!..»
Я был потрясён такими словами. Какая наглая ложь! Струсила! Испугалась! За всю свою жизнь я ни разу не встречал подобного! Кстати, ни Ануфриев Е. А., ни Щербакова А. И. в эти тяжёлые для меня дни не произнесли слов соболезнования. Никакого уважения и соболезнования к выдающемуся учёному не проявило руководство института и на своём сайте, а ведь В. М. Щуров щедро отдавал этому учебному заведению десять лет.
Завершая своё откровенное мнение, хочу сказать, что судьба института им. А. Г. Шнитке мне глубоко небезразлична. В 2015 г. в институт пришли не творческие люди, тонкие музыканты-профессионалы, а «серые» управленцы, которые живут другими идеалами и ценностями, и не видят святых, многолетних традиций, дорогого наследия и всех тех замечательных успехов, которые создавались в этом прекрасном учебном заведении десятилетиями выдающимися музыкантами. Для меня они теперь – «разрушители»! «Разрушители» истории института и его прекрасного наследия!
И ещё. Видимо в период сегодняшней коронавирусной пандемии мы встречаемся не только с многообразной мутацией коронавируса, но и с «мутацией» человеческой совести!
А. А. Козырев, профессор, заслуженный деятель искусств РФ