Минувший год запомнится в музыкальном мире как год “возрожденного” Международного конкурса имени Чайковского.
В пылу пафосного патриотизма, которым сопровождается вся наша жизнь пару последних лет, государство обратило внимание на символы, всегда способствовавшие укреплению величия страны, созданию ее положительного имиджа в мире.
Денег не пожалели: дорогие призы, маститые члены жюри, множество зарубежных участников.
Результаты оказались на редкость странными! Победители прозябают в тени призеров, хотя своего маленького “ванклиберна” страна все же получила в лице французского пианиста Люки Дебарга. На фоне праздничной трескотни быстро забываются многие проблемы, продемонстрированные конкурсом до и после. Посмотрим, удастся ли оргкомитету решить хоть какие-то из них.
Но эта заметка не о “чайнике”, как принято называть главную головную боль музыкальных конкурсов России, а о целом “чайном сервизе”, в который превратилась музыкальная жизнь России сегодня. Сервиз этот парадный, такая гэдээровская “Мадонна”, украшавшая серванты счастливчиков в советские времена. Бензиновые ее разводы были предметом гордости и славы, демонстрировали принадлежность к закрытому клубу советской номенклатуры.
Вот и сегодня государство, точно русская баба в кокошнике, предъявляет миру на блюде свои бензиновые разводы музыкальной культуры. А вслед за ней и регионы стремятся заполучить, ну, если не чайный, то хотя бы кофейный сервиз в виде знаменитых музыкантов, а на худой конец – чайную пару звезд.
В каждом регионе хотят видеть только известных музыкантов, они и есть главная культурная политика этой страны. Редко кому интересно пестовать, выращивать, создавать культуру на местах. Лучше коллекционировать знаменитостей.
После скандала с Пермским театром, в который был куплен целый оркестр со знаменитым дирижером, губернаторы в регионах бьются наперебой за право проводить фестивали, конкурсы, премьеры. К чему, например, было строить и открывать во Владивостоке оперный театр, если его тут же превратили в филиал Мариинского театра? Кому нужен еще один Kirov-Opera?
Каких плодов мы ждем от такого сценария развития музыкальной культуры в стране, если потемкинские деревни от культуры стали расти как грибы, поражая воображение неофитов в губернаторских креслах? Получается, что к черту летит многолетняя практика плодотворной работы в регионах многих музыкантов. Хорошо, что, к примеру, в Екатеринбурге понимают ценность многолетнего сотрудничества оркестра филармонии и Дмитрия Лисса. Но завтра может так случиться, что новый губернатор захочет вкладывать деньги в приглашенных звезд, и что тогда?
В конце прошлого года многие с удивлением узнали, например, что министерство культуры Омской области предложило Владимиру Спивакову отказаться от приза его уже не раз проходившего в Омске конкурса имени Янкелевича, сделать дорогую скрипку “переходящим красным знаменем”.
Конкурс в честь выдающегося советского педагога уже не раз привлекал в Сибирь музыкантов и их педагогов, за несколько лет конкурс удалось создать собственное реноме, которое, как мы помним из истории того же “чайника”, легче потерять, чем приобрести заново.
И можно было бы еще понять, если правительство Омской области захотело бы вложить эти средства в музыкальную жизнь области: создать музыкальные школы, или преобразить местный музыкальный театр, который здесь просто чудовищный. С другой стороны понятна позиция Спивакова, который, создав конкурс с нуля, вкладывавший в него не только силы, но и собственные средства (если бы чиновники задумались, сколько инструментов он купил сам для взрослых и юных музыкантов), не хочет снижать планку, не его это дело заниматься фандрейзингом.
Но омский министр культуры сам рассказал, почему не хватает денег на конкурс имени Юрия Янкелевича. Деньги пойдут на массовый праздник open air,
“мы договорились с Валерием Гергиевым, что он примет участие как великий маэстро и великий дирижер… Планируется тысячный детский хор создать, пригласить ведущих солистов Мариинского театр и провести такой большой, огромный праздник классической музыки…”
Не будем даже задумываться, кто возглавляет нашу культуру, “отточенная” запутанность формулировок достойна любого министра в нашей стране, включая федерального. Но странно, что многолетняя плодотворная работа по созданию музыкального центра в Сибири подменяется одноразовыми акциями.
Понятно, что так легче ставить галочки в отчетах. Проще отбояриваться от местной интеллигенции одноразовой покупкой дорогого рояля “Стейнвей” (это еще ведь и пиар), чем заниматься плодотворной работой, проводить регулярно конкурс, который очевидно укрупняет “культурный слой” области.
Как мы знаем из решения маэстро Спивакова, конкурс имени его педагога из города, в котором родился Янкелевич, будет перенесен в Уфу, где родился уже сам Спиваков. Один регион проиграл, другой выиграл? Возможно! Но от всей этой “культурной политики” наших чиновниках на местах волосы становятся дыбом.
Международный конкурс скрипачей Владимира Спивакова пройдет в Уфе
И хочется верить, что наша музыкальная жизнь не скатится до уровня одного гигантского хора, созданного для отчетов наверх, а будет радовать нас разнообразием и высокими художественными достижениями. И что через пятьдесят лет у нас будет немало своих “ванклибернов”, которые не погибнут от того, что региональные чиновники все чаще внедряются в музыкальную жизнь. Им ведь не понять, что лауреат любого конкурса будет разочарован, если у него отнимут призовой инструмент через год. Как в том старом анекдоте про конкурс скрипачей, в котором такой вот чиновник мечтал “пострелять из пистолета Дзержинского”!
История с тем же новосибирским “Тангейзером” показала, что мы недооцениваем силу нарождающегося произвола чиновников от культуры. Мы ругаем телевизор за то, что там нам показывают – не может быть! – концерт “безвкусного Ланг Ланга”. А бояться сегодня надо, видимо, именно тех, кто дает деньги на культуру.
Иначе все театры заставят приказом сверху ставить “Мазепу” про подлость украинского правителя сего дня, а наших детей петь хором патриотические песни на стадион под названием Мариинка-13.
Вадим Журавлев, специально для ClassicalMusicNews.Ru