В сентябрьском номере журнала The Strad в рубрике “In Focus” скрипичный мастер Юрий Почекин подробно описывает скрипку работы Анатолия Лемана «Джемма» 1911 года.
Юрий Почекин: “В Москве ритм жизни всегда казался очень беспокойным”
Анатолий Леман, наряду с Николаем Киттелем, является наиболее значительной фигурой в русской школе скрипичного мастерства.
Леман родился в 1859 году в Москве в дворянской семье. Блестящее образование позволило ему реализовать разносторонние интересы – карьера военного инженера, литературная деятельность, практикующий дантист и, наконец, изготовление струнных инструментов.
В 1885 году Леман переезжает в Санкт-Петербург. Он все больше интересуется инструментами, и через какое-то время решает полностью посвятить себя скрипичному мастерству, оставляя все прочие занятия. В эти годы он много времени уделяет изучению акустики, грунта, лака, вырабатывает индивидуальные формы инструментов.
Наиболее значительный и интересный период в творчестве Лемана начинается после 1903 года. Всего он изготовил около 200 инструментов. Среди них скрипки, альты, виолончели и небольшое количество смычков.
Всем своим инструментам он давал имена. Также им был написан ряд книг, посвященных теории построения и акустики смычковых инструментов.
Умер Анатолий Леман в 1913 году в Санкт-Петербурге.
Скрипка «Джемма» 1911 года работы Анатолия Лемана
Форма и конструкция
Этот инструмент относится к позднему периоду творчества Лемана. Скрипка изготовлена по внутренней форме и своей собственной персональной модели.
Форма и конструкция инструментов Лемана всегда подчинены главным образом акустической и художественной сторонам.
Материалы
Верхняя дека сделана из одного куска ели. Как Леман сам пишет в одной из своих книг, ель на этой скрипке итальянская.
Нижняя дека состоит из двух кусков клена красивого рисунка. Дерево на обечайках и головке такое же, как и на нижней деке. Блоки и контробечайки сделаны из ивы.
Эфы
В эфах на инструментах работы Лемана чувствуется влияние старинных мастеров кремонской школы. Эфы на этой скрипке вырезаны с высокой точностью и очень хорошо сбалансированы. Длинна эфоф – 74 мм.
Ус
Имеет толщину 1,2 мм и состоит из трех одинаковых по толщине частей, из клена по середине и черного дерева по краям.
Этикет
Скрипка сделана в 1911 году и носит имя “Джемма”. Это типичный этикет для Лемана, он содержит его подпись и имя инструмента. Ниже текст: “Сделано для И.Н. Скаржинского”
Лак
Экспериментами с лаком Леман занимался на протяжении всей своей жизни, поэтому буквально каждый последующий инструмент имеет некоторые отличия в лаке. Эта скрипка покрыта очень красивым и прозрачным желто-оранжевым лаком на масляной основе.
Головка
Головка свидетельствует о высоком мастерстве автора. С достаточно точным балансом между правой и левой стороной головки.
Колковая коробка достаточно длинная, что добавляет общую гармонию инструменту.
Юрий Почекин, “The Strad”