Имя Теодора Курентзиса стало известно за пределами круга любителей классической музыки четыре года назад (плюс-минус): он покорил широкую публику отказом от дирижерского дресс-кода (даже управляет оркестром без палочки), неакадемической атмосферой концертов (горят свечи, все музицируют стоя ) и аутентичным исполнением.
Его выступления – это всегда что-то между литургией и закрытой вечеринкой – самое то для Instagram.
Так что Курентзис – находка для современной культуры: стильно, модно, молодежно, еще и классику играет.
Причем дорого: например, стартовая цена на его концерт в Зарядье 31 мая 2019 – 7000 рублей (потолок – 30 000 рублей).
А недавно Курентзис еще и снялся в скандальном фильме “Дау”, где сыграл главную роль – лауреата Нобелевской премии по физике Льва Ландау.
В общем, Теодор – довольно популярная фигура на культурной карте России.
Рассказываем, как ему удалось стать настолько известным, играя музыку “для ценителей прекрасного”, и почему его выступления – это так дорого.
Краткая предыстория славы Курентзиса
Сам он из Афин, здесь же закончил местную консерваторию как музыковед, а после – как скрипач. Потом занимался вокалом, играл панк-рок и даже создал камерный оркестр. Но это было только начало.
В 22 года маэстро переезжает в Россию: поступает в петербургскую консерваторию на дирижерский факультет в класс к учителю-легенде Илье Мусину (к тому моменту он уже выпустил Валерия Гергиева и Мариса Янсонса). Хотя, как говорил сам Мусин,
“у меня было много одаренных учеников и только один гений”.
Это про Курентзиса.
Первое серьезное выступление Теодора – Международный конкурс дирижеров имени Прокофьева в 1999 году, но тогда он даже не прошел во второй тур. Зато его взяли ассистентом дирижера в оркестр Санкт-Петербургской филармонии.
Но с северной столицей все-таки не сложилось: гениальный дебютант прощается с академическим Питером и переезжает в Москву: все-таки в столице больше возможностей, да и публика готова к экспериментам.
Однако и здесь он “застревает” всего на несколько лет: поначалу выступает то тут, то там, например, на сцене “Геликон-оперы “, и только в 2003 находит “свое”. Курентзис даже говорил:
“Помню, как потерял работу, искал ее по всей Москве и никто не хотел меня брать. Только один удивительный человек, Владимир Спиваков разрешил мне дирижировать Национальным филармоническим оркестром”.
О Теодоре заговорила вся Москва.
Осенью того же года Теодор выступил на сцене Новосибирского театра оперы и балета (постановка “Поцелуй феи” Игоря Стравинского) – о Курентзисе заговорила вся Россия, а вот мир о нем узнал в 2004 году, после постановки “Аиды” Верди, которую он осуществил вместе с Дмитрием Черняковым (у спектакля “Золотая маска “).
Собственно, после этого триумфа Теодор стал музыкальным руководителем и главным дирижером Новосибирского театра, на базе которого он создал оркестр Musica Aeterna Ensemble и хор The New Siberian Singers, главная фишка которого – историческое исполнение.
Почему Курентзис так популярен и насколько это оправданно?
Отвечают музыкальные критики.
Ярослав Тимофеев, музыкальный критик, главный редактор журнала “Музыкальная академия”:
“Причин несколько. С одной стороны, это очень тонко чувствующий музыкант и, что самое главное, честный: он тратит уйму времени на репетиции, любит добиваться идеала, заниматься мелочами, мучает своих артистов до предела. Курентзис – настоящий большой музыкант.
С другой стороны, это, конечно, харизма. Ведь дирижер – профессия не только музыкальная, в ней есть что-то магическое. Курентзис – хороший колдун, он умеет произвести впечатление не только на тех, кем управляет, но и на тех, кто за его спиной, то есть на публику. Он умеет красиво танцевать на дирижерском подиуме и у него красивая жестикуляция, а это гипнотически действует на людей. Плюс он – икона стиля, своего рода демиург.
И последнее: Курентзис очень грамотно устраивает свой пиар: знает, как себя преподнести прессе, что говорить на интервью, как вести себя в светском обществе. Люди, которые не очень хорошо разбираются в классической музыке, но хотят иметь к ней хотя бы какое-то отношение, потому что она – синоним элитарности, реагируют в большей степени на созданный публичный образ Курентзиса”.
Вадим Журавлев, кандидат искусствоведения, автор блога “Сумерки богов”
“Фигура Теодора Курентзиса сильно переоценена. Он очень талантливый дирижер, помимо этого, у него есть мощная человеческая харизма, которая собирает вокруг себя людей, заинтересованных созданием нового, интересного, неизведанного.
Неправильная история провозглашать человека, не достигшего 50-летнего возраста, абсолютным гением. Безусловно, в его творчестве много талантливого, но также есть наносное, поверхностное, театральное, призванное возвеличить его как дирижера на фоне всех других музыкантов.
И что еще хуже: кто-то сверху назначил Курентзиса главным дирижером страны в противовес всему остальному музыкальному процессу”.
Чем Курентзис занимается сейчас?
В Новосибирске Курентзис проработал семь лет. За это время он успел выступить на первом фестивале современного искусства “Территория” и в Парижской национальной опере, подирижировать в Большом театре и получить орден Дружбы от Владимира Путина за “плодотворную деятельность по сближению и взаимообогащению культур наций и народностей”.
Но в 2011-м Курентзис переехал в Пермь, чтобы возглавить местную оперу.
Это случилось в самый разгар “пермской культурной революции” Марата Гельмана. С собой Курентзис привез и часть музыкантов оркестра Musica Aeterna Ensemble.
Культурная революция в Перми закончилась, а Курентзис так там и остался. Сегодня он художественный руководитель Пермского театра оперы и балета имени Чайковского.
Почему билеты на его московские концерты стоят так дорого?
Сегодня ажиотаж на его московские концерты немного спал: за месяц билеты можно купить по адекватной для Курентзиса цене – 7000 рублей. Но в начале 2017 года это было нереально: даже за 20000 рублей купить билет на его выступления было проблематично уже за несколько месяцев до выступления.
В интервью Дмитрию Ренанскому Теодор Курентзис говорил:
“Сейчас множество людей справедливо жалуются на высокие цены билетов на мои концерты в Москве – я и сам на это жалуюсь, но повлиять на ситуацию не в силах.
Мы не имеем отношения к организации столичных гастролей, но и отказаться от них не можем – для нас это единственная возможность показать столичной публике то, что делает пермская опера.
Все, что я в данном случае могу предложить, – пригласить всех в Пермь, где можно бесплатно посещать все репетиции, дневать и ночевать в театре, быть рядом. Да и съездить в Пермь дешевле, чем сходить на концерт в Москве”.
Для справки: билеты на концерт Курентзиса в Перми стоят от 100 до 15000 рублей.
Снова говорят критики:
Ярослав Тимофеев, музыкальный критик, главный редактор журнала “Музыкальная академия”
“Менеджеры Курентзиса говорили, что причина экономическая. Например, чтобы вывести его оркестр (а иногда и хор) в Москву и отвезти обратно в Пермь, нужно оплатить по 100-150 авиабилетов, плюс авиабилеты для музыкальных инструментов.
Ну, конечно, другие оркестры умудряются сделать это с более дешевыми авиабилетами, но тут еще законы капитализма работают – пока эти билеты покупаются, а они покупаются, то они будут стоить 25-30 тысяч. Спрос рождает предложение”.
Петр Поспелов, музыкальный критик, шеф-редактор издательства “Композитор”
“Теодор Курентзис выступает с оркестром Musica Aeterna, который по прописке относится к Перми, но реально в нем играют музыканты из разных стран Европы, а репетиций он всегда закладывает много.
Курентзис никогда не импровизирует, не играет с листа, он всегда очень тщательно готовит концерты к исполнению. Это значит, что музыканты должны прилететь в Пермь из разных стран Европы, где они живут и работают, долгое время там жить, готовить программу, потом с этой программой лететь в тот город, где будут выступать, – из Перми, например, в Москву или в Петербург.
Все это требует больших затрат, нежели если бы оркестр был стационарным, работал где-то в одном городе, там же выступал”.
Вадим Журавлев, кандидат искусствоведения, автор блога “Сумерки богов”
“Сегодня билеты на концерты оркестра Musica Aeterna под управлением Теодора Курентзиса уже плохо продаются: вплоть до последнего дня вы можете купить любой билет, ну кроме самых дешевых.
Другое дело, что организаторы этих концертов наживаются на интересе публики к этому музыканту: в последний момент все нереализованные билеты они продают за половину или даже четверть цены. И в результате люди, которые платили по 20000 рублей, сидят рядом с теми, кто платил 5000. Это неправильно!”
Ксения Сергиенко, “Москва 24“