В преддверии Дня Победы Саратовский областной театр оперетты предложит зрителям две премьеры, которые обрели нынешнюю форму благодаря «карантинным мерам» и вопреки обстоятельствам.
Обучение методом погружения – одна из первых метафор, которая приходит при мысли о ситуации, в которой оказался сегодня театр. А театр в провинции – в еще большей степени. Скромный бюджет и техническое оснащение, неготовность переходить в онлайн со столичным размахом, менее «продвинутая» в пользовании интернетом зрительская аудитория. Есть от чего впадать в уныние.
Но, как всегда, кризис – точка роста. Кинули в воду – плыви…
Саратовская оперетта – театр областной, но «живет» не в Саратове, а на противоположном берегу Волги, в городе Энгельсе (население 200 тысяч). Для жителей областного центра путешествие на другой берег традиционно считается «далеким и многотрудным» – это ж целых 3 километра через мост! Поэтому уже сложилось, что «саратовский областной» по сути – энгельсский. Со сформированной зрительской аудиторией и ее репертуарными предпочтениями.
И тут случился COVID-19. Остановка в пути, и первый вопрос – а какой смысл нам идти в онлайн? Все мировые шедевры в доступе, театралам не хватит времени увидеть и малую толику того, что щедрой рукой раздают лучшие театры со всех концов планеты. Мы не сможем составить конкуренцию.
А дальше происходит самое интересное. Пока на самых разных уровнях ломаются в дискуссиях копья в споре о том, останется ли онлайн суррогатом, неспособным конкурировать с живым театральным общением или потеснит традиционную форму, внутри самого театра и у его сложившейся аудитории появляется и крепнет внутренняя потребность – двигаться дальше.
Обычно все начинается с фразы «а не запустить ли нам проект?». В этот раз получилось то же самое. Сначала нескольким «неугомонным» надоело вынужденное заточение и захотелось «творить». Так родился свой вариант прочтения «Пира во время чумы». Пушкинская маленькая трагедия, написанная на карантине и об эпидемии, прочитана на карантине. Артистами музыкального театра. Так сказать, пробный камень.
И новый вопрос – а под каким соусом мы это подадим? Ведь вроде не вписывается в стандартный репертуар и профиль театра…Оказалось, не вписывается не только «Пир». И появился проект #опереттавнеформата – цикл показов, объединивших не самые традиционные для театра постановки. «Евгений Онегин» – не опера, музыкально-поэтические сцены, объединившие текст пушкинского романа и музыку Чайковского, «Чирик-кердык ку-ку» – сатирический фарс в формате «сцена на сцене» – экспериментальный вариант «Бабы Шанель» Н. Коляды, «Танго. Танго. Танго…» – хореографический спектакль-ревю, «Принцесса на горошине» – детская сказка, обернувшаяся в постановке театра современной картиной семейных отношений…
Саратовский театр оперетты запускает серию онлайн-показов #опереттавнеформата
На момент запуска проекта в сеть с начала самоизоляции прошло две недели. Когда на страничках театра в соцсетях в первый раз появилась информация, что проект будет – еще без конкретики, просто анонс, мы получили обратную связь, даже нас, оптимистов, удивившую. «Слава богу, наконец-то!», «Почему вы так долго ничего не показывали?!», «Мы соскучились!!!», «Когда?!». Вот тебе и конкуренция с большими братьями…
То, о чем говорится в крупных обсуждениях вскользь, вдруг вышло на передний план. Мы скучаем! По творчеству, по общению, по взаимности. И дело не в масштабах. Тягаться с количеством просмотров мировых, да и крупных российских площадок не имеет смысла. Суть в другом. Театр – для зрителя. Для своего зрителя. И в то же время, онлайны, как ни крути, позволяют этим зрителем прирастать. И – расти.
Поэтому когда встал вопрос о том, что делать ко Дню Победы, сомнений уже не было – показываем новую постановку, которую зрители не успели увидеть на сцене и пишем карантинный концерт!
В итоге театр приходит к празднику с двумя, разными, но – премьерами. Два подарка к празднику – всегда лучше, чем один. И появляется выбор. Те, кто привык к традиционному формату, получат возможность увидеть героическую оперетту Александра Колкера «Товарищи артисты. История фронтовой бригады» (режиссер-постановщик Владимир Ломакин). А специально созданный для интернет-показа концерт «Шел солдат» (режиссер Владимир Бекетов) станет новым шагом в освоении онлайн-пространства.
А выбор – это всегда хорошо. И сейчас есть ощущение, что «уход в онлайн» станет, как это ни громко звучит, толчком для рождения нового театрального жанра. Рано или поздно карантинные меры закончатся. Театральная жизнь вернется на круги своя. Но опыт, полученный в этот странный период, уже дает понимание, что театральный продукт, осознанно создаваемый для интернет-показов, не вытеснит театр живой, а станет еще одним его компонентом. Но пока это только ощущение. Время покажет.
Премьерные показы состоятся 8 и 9 мая на ютуб-канале «Саратовский областной Театр оперетты» и на сайте театра.
Кроме того, трансляцию можно будет посмотреть на страницах театра в социальных сетях Facebook, ВКонтакте, Инстаграмм и Одноклассники.
Елена Полякова, Саратовский областной театр оперетты