Сайт Revopera.com опубликовал исследование основных экономических показателей крупных европейских оперных театров.
В исследовании представлены данные по бюджету, субсидиям и средним ценам на билеты четырнадцати крупнейших европейских оперных театров.
Материал не претендует на то, чтобы подробно описать всю систему финансирования оперных театров Европы, но имеет целью продемонстрировать часть важных показателей.
Данные были собраны из ежегодных отчетов, публикуемых оперными театрами, а также из пресс-релизов. В некоторых из источников данных отсутствовали подробности, а в целом необходимо подчеркнуть то, что в некоторых странах (в частности, во Франции) театры склонны предоставлять более подробные сведения о финансах, тогда как в случае с театрами Германии подробности о финансировании получить сложно.
Данные охватывают 2015 год.
Государственные дотации и собственные средства в бюджетах примерно равны
Общий бюджет четырнадцати 14 выбранных театров составляет около 1,2 млрд евро. Он распределяется следующим образом: 51% государственных субсидий (государственные и местные органы власти) и 49% собственных доходов или частных субсидий.
Последние распределяются следующим образом: 28% дохода от продажи билетов, 9% от спонсоров и меценатов и 12% от других доходов (продажа программок и буклетов, мерчандайзинг и т.п.).
Парижская национальная опера – крупнейший оперный театр Европы
Два зала и годовой бюджет в 200 миллионов евро – Opera national de Paris на сегодняшний день является самым богатым оперным театром в Европе. За ним следуют Королевский оперный театр (Лондон) с бюджетом в 160 миллионов евро и Ла Скала с бюджетом в 124 миллиона евро.
В Германии есть своя специфика: в Берлине сосуществуют два крупных национальных оперных театра, чей совокупный бюджет примерно равен бюджету театра Ла Скала.
Процент самофинансирования колеблется от 20% (Берлин, Брюссель) до почти 80% (Лондон)
Примечание: самофинансирование определяется как отношение всех доходов, за исключением государственных субсидий, к общему бюджету.
В зависимости от страны процент собственных средств в бюджетах театров сильно отличается. В среднем в бюджетах театров собственные средства составляют 49%, и колеблются от 22% (Брюссель) до 79% (Лондон).
В Германии, Австрии и Бенилюксе государственные субсидии для театров остаются на высоком уровне, несмотря на экономический кризис. Процент собственных средств в бюджетах этих театров остается низким и сравним с уровнем региональных театров Франции: например, в бюджете Лионской оперы собственные средства составляют всего 20%.
В 2015 году процент собственных средств в бюджете Парижской национальной оперы составлял 52%, что в целом выше среднего европейского уровня. К тому же, за последние десять лет доля собственных средств в бюджете этого театра неуклонно возрастала.
В то время как в Лондоне объем государственных субсидий всегда был низким, другие европейские театры пережили резкие изменения в структуре своего бюджета. Например, с уменьшением государственных субсидий, примерно за пять лет уровень собственных средств в бюджете театра Реал (Мадрид) практически удвоился – с 40% до 70%.
Процент спонсорских и меценатских средств у некоторых театров сильно увеличивается
Постепенное (но неравномерное) снижение государственных субсидий, особенно после экономического кризиса 2008 года, вынудило театры активно диверсифицировать источники финансирования. Таким образом, объем спонсорских и меценатских средств в бюджетах неуклонно увеличиваются и в настоящее время составляют 9% от общего бюджета четырнадцати театров.
Попечительский совет Большого театра почти в три раза увеличит его финансирование
Спонсоры и меценаты нарастили активность в Испании, но в Австрии, Германии и странах Бенилюкса такие источники финансирования используются реже. В относительных цифрах на сегодня Мадрид по этому показателю обгоняет Лондон, что было не так еще пять лет назад.
В Париже, несмотря на очень сильное увеличение объема спонсорских средств в бюджете за последние два года (что совпадает с периодом, когда театр возглавил Стефан Лисснер), их вес в общем бюджете (6%) остается ниже среднего уровня изученных здесь театров.
Средние цены на билеты отчасти зависят от уровня государственных субсидий
Примечание: данные о средней цене билета не могут быть рассчитаны для всех представленных оперных театров из-за отсутствия данных о посещаемости для некоторых из них.
Если доходы от продажи одного билета сравнивать с общим количеством билетов, проданных в течение года, средняя цена билета в оперный театр в Европе в 2015 году составила 73 евро. В некоторых странах, где государственные субсидии остаются высокими (например, Германия или Бельгия), средняя цена намного ниже и составляет около 50 евро.
Однако эта корреляция между государственными субсидиями и средней ценой билета не всегда сохраняется. Например, в Цюрихе, где государственная поддержка составляет более двух третей бюджета, средняя стоимость билета превышает 100 евро. В Париже средняя цена (81 евро) немного выше, чем в среднем по выборке.
Для сравнения, годовой бюджет Большого театра составляет примерно 80 миллионов евро, Мариинского театра – около 90 миллионов евро.
По информации из СМИ, средняя официальная цена билета в Большой театр составляет 3,5 тысячи рублей (54 евро), в Мариинский театр – 17 евро (1215 рублей, данные 2015 года).
Годовой бюжет Метрополитен-опера (Нью-Йорк) составляет примерно 300 миллионов долларов. Средняя цена билета без скидок – примерно 150 долларов (8,5 тысяч рублей).
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам Revopera.com