Говорят, если искусству везет с эпохой, то это надолго.
Жестокий XX век подарил нам великолепную плеяду деятелей культуры, среди которых ярчайший представитель армянской «могучей кучки» Александр Арутюнян.
Одним из немногих он естественно перешагнул из давней жизни в реальность XXI века. Без малого целый век был со своим народом, являлся одним из тех, кто строил великое искусство, кто самую жизнь свою прожил необыкновенно и страстно, крупно и безоглядно. Силы брались в токах родной земли и в утверждении стояния на родной почве национальной культуры. Человек крупнейшего таланта, еще при жизни ставивший классиком, высочайшей требовательности в служении искусству, он был сыном своей страны и своего времени. И сегодня Армения прощается с ним.
Творчество Александра Арутюняна так же своеобразно, как и выдвинувшая его эпоха. На его пути встречались самые выдающиеся деятели мирового искусства. Жизнь сталкивала его с художниками разных стран и эпох – Александром Спендиаровым, Арамом Хачатуряном, Мартиросом Сарьяном, Дмитрием Кабалевским, Георгием Свиридовым, Генрихом Литинским, Родионом Щедриным, Мстиславом Ростроповичем, Гарзу, великим Дмитрием Шостаковичем, с ним его связывали тесные узы дружбы.
И на этом фоне фигура А. Арутюняна не отступала на второй план. Его яркая самобытность не растворилась ни в обилии незабываемых встреч, которыми щедро одарила его судьба, ни в поездках по крупнейшим столицам мира, где он был самым популярным посланцем армянской музыки. Там композитора встречали многочисленные поклонники его музыки, президенты и премьер-министры, общественные деятели. И это не удивительно: культовые фигуры на то и культовые, чтобы интерес к ним распространялся всюду, не слабея с годами.
Его музыка вобрала в себя энергию родной земли, опыт долгой, насыщенной событиями жизни. Наверное, и должна была быть такая вершина, от которой следовало вести отсчет нашего искусства. В течение более 70 лет он определял лицо национальной музыки, жил и творил, устремляясь вдаль путем разрешения противоречий, – и на этой стезе возвеличивалась страна. Мир вслушивался в его музыку, и слушатели не скупились, когда требовалось занять место в партере, чтобы лучше видеть сидящего в зале композитора-художника особого индивидуального склада и стиля.
Это была уникальная личность, приветливый и доброжелательный, порой вспыльчивый, но интересный собеседник, человек, сохранивший в себе детство. И приходилось поражаться, как ему удалось прожить без малого век – безжалостный и циничный – и сохранить то, что дано было с рождения, впитано вместе с великой и безграничной музыкой.
Всю жизнь Арутюнян оставался национальным художником, певцом своей родины, ее гордостью. Жена композитора Ирина Оденова (рука не поднимается написать слово «вдова») бережно хранит множество материалов, откликов с премьер его сочинений, исполненных за рубежом.
«Вспоминаю Кемерово и концерт, на котором звучала Ваша соната для скрипки и фортепиано. Это незабываемо. Это подлинное искусство, согретое большим вдохновением. Это было украшением нашего пленума. Многогранность таланта – ваша особенность»
– писал из Москвы музыковед Владимир Зак. А вот отклик авторитетного английского композитора Йозефа Горовица после концерта в одном из престижнейших залов Лондона Вигмор-холле, где был исполнен Концерт для скрипки и струнного оркестра «Армения-88″ Арутюняна, отразивший трагическое Спитакское землетрясение:
«Концерт для скрипки стал ярчайшим проявлением его творчества. Концерт изобилует изящными мелодическими находками, впечатляет ритмической живописью и глубоко прочувствованной эмоциональной силой. Юный скрипач Рафаел Зембрежски Пейн в сопровождении Ensembles Inconstantes блестяще исполнил сольную партию, вызвав бурные аплодисменты переполненного зала».
Среди множества материалов подобного рода – письмо из Москвы от художественного руководителя и дирижера Владислава Булахова, директора фестиваля «Времена года» Марка Агабальянца и музыкантов камерного оркестра:
«С особенной радостью и почтением хотим сообщить Вам, что первым произведением, открывшим фестиваль, была Ваша Симфониетта для камерного оркестра. На третьем, заключительном концерте фестиваля также было исполнено Ваше произведение – Концерт для скрипки с оркестром «Армения-88″. От всего сердца благодарим за прекрасную музыку. Искренне преклоняемся перед Вашим талантом».
Интерес к произведениям Арутюняна за рубежом огромен. Его издают в США, Франции, Великобритании, Италии, Испании, Японии, Финляндии. Это свидетельство того, насколько важно и необходимо творчество нашего современника и за рубежом.
«XX век принес человеку неслыханные страдания, но в этих испытаниях научил дорожить жизнью, счастьем. Конечно, тирания способна уничтожить поэзию, музыку, но они иссякают, задыхаются и тогда, когда поддаются соблазну затягивающей, развращающей сознание игры на понижение ценностей, на отказ от них. Надо признать, что демократия обладает своей удавкой»,
– говорил Александр Григорьевич. Это было еще в большей степени драматично для поколения Арутюняна, отразившего в своем творчестве этапы большого пути от эпохи Сталина до наших дней. Несмотря ни на что, он остался человеком призвания, человеком неизмеримых душевных сил. Таких родил XX век. Богатство эпохи было в изобилии личностей – людей, способных создавать новое в науке, философии, театре, литературе, музыке.
Думается, мало кто из наших композиторов может гордиться истинным созвездием исполнительских имен – дирижеров, хормейстеров, солистов, одно перечисление которых заняло бы более двух страниц. Неординарная фигура автора «Кантаты о Родине», за которую он удостоился Сталинской премии, оперы «Саят-Нова», многочисленных концертов, симфонической, хоровой и вокальной музыки, киномузыки, квартетов, музыки в разных жанрах вызывает живейший интерес лучших исполнительских сил.
Как отмечал композитор Эдгар Ованесян, лучшие произведения Арутюняна знаменовали собой плодотворные этапы армянской музыки, становились порой своего рода «законодателями» стиля, формы или эмоционального настроя. Так, «Кантата о Родине», «Праздничная увертюра», экспромт для виолончели на годы вперед повлияли на развитие соответствующих направлений в Армении и за ее пределами.
Народный артист СССР, лауреат государственных премий СССР и Армении, обладатель медали Мовсеса Хоренаци Александр Арутюнян мог многое. Многое успел. Простимся с ним светло. Пусть особый артистизм натуры Александра Григорьевича подольше сохранится в памяти всех, кто его знал и любил. А его музыка останется в отечественной и мировой музыке навеки.
Наталия Гомцян, “Еркрамас”