Фортепианная музыка Вольфганга Амадея Моцарта по сей день является великолепными образцами сочинений для этого инструмента.
Однако оригинальные названия этих произведений – «для клавира». Знакомство с историей возникновения самого фортепиано говорят о том, что Моцарт писал вовсе не для того инструмента, который мы знаем как современный рояль.
Немного истории
Сочинения для клавишных инструментов в XVI-XVIII веков неизменно адресовались композиторами клавиру. Под этим понятием, которое имело собирательный характер, объединялись два инструмента.
Первый из них клавесин – струнно-щипковый клавишный инструмент, струны которого приводились в звучание щипком плектра (он изготавливался из вороньих перьев).
К семейству клавесина относились инструменты подобной конструкции, но с разными вариантами корпуса: это сам клавесин (или в вариантах европейских названий чембало, клавицимбал, флюгель) крыловидного типа, многоугольный спинет, прямоугольный верджинел, мюзеляр.
Второй тип клавира – клавикорд, в котором струна начинала вибрировать при соприкосновении с металлическим тангентом.
Конструкция клавикорда была отчасти ближе современному фортепиано: исполнитель-клавикордист, нажав клавишу, не терял связи со струной, а вибрируя пальцем мог продолжать свое воздействие на нее, заставляя звучать.
Однако звук клавикорда был очень слаб, и инструмент использовался для бытового музицирования и обучения.
В противовес этому клавесин, благодаря яркой начальной атаке, возникающей из-за щипка струны, прекрасно звучал и в просторных помещениях, и в ансамбле с другими инструментами.
Французский композитор и клавесинист Франсуа Куперен сравнивал клавесин «с фундаментом, который поддерживает все здание ансамбля».
Изобрёл фортепиано итальянский клавесинный мастер Бартоломео Кристофори (1655—1731), с 1698 года работавший над созданием молоточкового механизма для клавесина (официальная дата — около 1709 г.).
В 1711 году механизм был подробно описан Сципионом Маффеи в венецианском журнале «Giornale dei letterati d’Italia». Инструмент был назван «gravicembalo col piano e forte» (клавесин с тихим и громким звуком), — пианофорте — а впоследствии закрепилось название фортепиано.
Этот эксперимент по внедрению молоточковой механики в конструкции клавишного инструмента был вскоре повторен в Германии, но уже с клавикордом.
Клавишный инструмент Моцарта
В течение столетия вплоть до конца XVIII века клавесин, клавикорд и фортепиано существовали параллельно.
Фортепиано того времени не было тождественно современному. В музыкальной науке оно фигурирует под названием хаммерклавир или молоточковое фортепиано.
Один из сыновей Баха Карл Филипп Эммануил в 1788 году создал Двойной концерт, в котором в качестве солистов на фоне оркестра выступали одновременно клавесин и хаммерклавир.
Внешне этот инструмент еще сходен с клавикордом или клавесином, но звук в нем извлекается при помощи молоточков, которые обернуты войлоком или кожей.
Звук его по сравнению с современным фортепиано более сухой и тихий, не обладающий современным богатством обертонов и широким динамическим диапазоном.
В. А. Моцарт, несомненно, знал и владел всеми названными клавишными инструментами.
По сложившейся аутентичной (то есть учитывающей традиции времени создания сочинения) практике его клавирные сочинения исполняются на всех видах клавира, а также звучат на современном фортепиано, которого Моцарт, увы, знать не мог.
Для хаммерклавира писал и Людвиг ван Бетховен.
Его знаменитая «Лунная» соната, созданная в 1800-1801 гг. при жизни композитора звучала так (Алексей Любимов исполняет финал сочинения):