30 ноября 2022 года на Исторической сцене Большого театра состоялось возобновление балета «Шопениана» на музыку Ф. Шопена. Хореография Михаила Фокина, балетмейстеры возобновления – Наталья Большакова и Вадим Гуляев.
«Шопениана» – балетная сюита на музыку Фредерика Шопена. Балет не имеет конкретного, развивающегося сюжета. В танцах этой сюиты языком пластических образов выражены настроения, свойственные музыке Шопена: от романтической мечтательности и меланхолической грусти до светлой, лучезарной радости. Танец, следуя за мелодией Шопена, вводит зрителя в поэтический, творческий мир композитора.
Прообразом балета «Шопениана» стали пять коротких вариаций на музыку Шопена, поставленные балетмейстером Михаилом Фокиным в 1906 году для благотворительного спектакля. Михаил Фокин в книге «Против течения» рассказывает об этом так:
«/…/ Незадолго до этого А. К. Глазунов оркестровал несколько фортепьянных пьес Шопена и назвал эту сюиту «Шопениана». Я решил поставить каждую пьесу как отдельную самостоятельную картинку.
Глазунов не только отнёсся сочувственно к мысли применить его партитуру для балетной композиции, но даже по моей просьбе оркестровал добавочный номер — вальс До-диез минор. Этот вальс мне понадобился потому, что большинство других номеров требовало постановки характерных танцев, а мне хотелось создать один танец на пальцах и в длинных тюниках a la Тальони.
/…/ вальс исполняли А. Павлова и М. Обухов. Из этого «Лунного видения» вырос на следующий год целый балет (моя 2-я «Шопениана»), который приобрёл потом популярность под именем «Les Sylphides».
В вальсе Павлова появлялась в костюме Тальони. Рисовал его Бакст. Это было просто повторением гравюр 1840-х годов /…/ Постановка Вальса отличалась от всех балетных pas de deux полным отсутствием трюков/… Поставил Вальс я в какой-нибудь час (теперь для разучивания этого танца требуется гораздо больше времени.
Бесконечных повторений и поправок не понадобилось. Павлова и Обухов восхитительно исполняли композицию, ничего не меняя, не прибавляя и не упустив ни единой детали. Я увидел воплощение моей мечты, мечты о балете, совершенно не похожий на то, что я привык видеть на сцене Мариинского театра. Тогда-то мне и пришла мысль создать целый балет из таких сильфид, порхающих вокруг одинокого юноши, влюблённого в Красоту.
/…/ С самого начала [я] мыслил балет как самое разнообразное и по содержанию, и по форме проявление жизни. Я признавал и драматический, и абстрактный, и характерный, и классический танец и думаю, что в этом маленьком балете высказался яснее, чем в каком-либо другом, яснее, чем в писаной программе реформы.
Эта миниатюра как бы указала те разнообразные пути, по которым балету следует развиваться и по которым я направил свою будущую деятельность».
Первая версия не имела почти ничего общего с нынешней «Шопенианой». Тогда Фокин использовал для своей постановки оркестровую сюиту А. К. Глазунова из четырёх фортепианных пьес Шопена: полонеза, ноктюрна, мазурки и тарантеллы. Каждая из этих пьес была решена балетмейстером как самостоятельная сценка: полонез исполнялся в польских костюмах на фоне декораций бального зала.
Под музыку ноктюрна на сцену был выведен сам Шопен: он боролся с кошмарами в развалинах древнего монастыря, и здесь же ему являлась его муза.
Мазурка решалась как польская свадьба: девушку насильно выдают за старика, но она убегает со своим возлюбленным.
Под музыку тарантеллы артисты в итальянских костюмах танцевали на фоне Везувия.
Вальс Cis-moll был сочинён как дуэт двух солистов. Исполняли вальс Анна Павлова и Михаил Фокин.
В 1908-1909 родился балет «Шопениана», в котором Фокин, отказавшись от первоначального замысла сочинения разобщённых сюжетных танцев к шопеновским пьесам, создал стилистически единую хореографическую композицию. Вальс, который исполняла Павлова, явился ключом к созданию балета, чрезвычайно цельного в своём хореографическом и музыкальном единстве.
Ставя «Шопениану», Фокин сознавал, что успех спектакля зависит от того, удастся ли ему создать танцевальные образы, близкие музыкальным образам Шопена. Танцы в этом балете должны восприниматься как ожившая, ставшая «зримой» музыка: романтическая музыка Шопена как бы вызывает к жизни образы великих танцовщиц эпохи романтического балета – Марии Тальони, Фанни Эльслер, Карлотты Гризи…
Фокин проявил исключительную музыкальность, тонкий вкус и изобретательность не только в разработке движений сольных танцев, но и в танцах групп.
В 1909 году, через несколько месяцев после петербургской премьеры «Шопенианы», балет был показан в Париже. В спектакле приняли участие выдающиеся танцовщики того времени: Анна Павлова, Тамара Карсавина, Вацлав Нижинский.
Анна Павлова и другие русские балерины танцевали «Шопениану» не только во Франции, но и в Англии, США и других странах. Позднее под названием «Сильфиды» этот балет вошёл в репертуар всех балетных трупп мира.
У нас «Шопениана» шла с неизменным успехом в дореволюционные годы в Петербурге, затем в советское время в Ленинграде и Москве. В этом спектакле выступали все известнейшие русские и советские балерины: О. Преображенская, М. Кшесинская, О. Спесивцева, позднее Е. Люком, Е. Гердт и другие. Выдающейся исполнительницей «Шопенианы» стала Галина Уланова. В 1928 году в Ленинграде она впервые выступила в этом балете, покорив зрителей лиризмом, одухотворённостью и искренностью исполнения.
Всемирно известная и одинокая. Ко дню рождения Галины Улановой
В Большом театре «Шопениана» впервые была поставлена в 1932 году, затем в 1942, 1943 и 1946 годах. В 1958 году этот балет был возобновлён Е. Гейденрейх (дирижёр – Ю. Файер, художник В. Рындин.
В 2010 году на вечере памяти Галины Улановой «Мона Лиза русского балета» (к 100-летию балерины) балет «Шопениана» возобновил на Новой сцене Большого театра н. а. России Н. Цискаридзе). Последний спектакль прошёл 11 июня 2012 года.
В этот раз балетмейстерами возобновления стали народные артисты РФ Наталья Большакова и Вадим Гуляев (известный дуэт Кировского балета, серебряные медалисты конкурса балета в Варне в 1968 г и бронзовые в Москве в 1970 г.). Цитируя Михаила Фокина, они говорят о том, что это балет «про шелест травы и шум ветра». Именно этот особенный фокинский стиль они стараются сохранить, его кантилену, подвижность, лёгкое дыхание, музыкальность.
Постановку в 247-м театральном сезоне осуществляют: декорации – Владимира Дмитриева, художник возобновления – Альона Пикалова, художник по костюмам – Татьяна Ногинова.
Главные партии репетируют: Мария Виноградова, Арина Денисова, Елизавета Кокорева, Екатерина Крысанова, Кристина Кретова, Анна Никулина, Евгения Образцова, Элеонора Севенард, Анастасия Сташкевич, Антонина Чапкина, Маргарита Шрайнер, Клим Ефимов, Вячеслав Лопатин, Артём Овчаренко, Дмитрий Смилевски, Марк Чино, Семён Чудин и другие.
Пресс-служба Большого театра