Психологи и адвокаты на примере истории с Большим театром обсуждают: как на самом деле наше общество относится к детям.
Неделю назад в соцсетях разразился скандал. Родители сообщили, что не смогли попасть с дошкольниками на балет «Лебединое озеро» в Большом театре: их просто не пустили. На билете значилась пометка 12+, на что мамы не обратили внимания.
«Этого спектакля я и моя пятилетняя дочь ждали с трепетом. Это было не первое и не второе совместное посещение «взрослого» спектакля на исторической сцене»,
— писала Александра, одна из мам, в своем фейсбуке. Охрана театра «вежливо и настойчиво» попросила некоторых родителей с детьми покинуть театр и «не создавать негативного фона».
«Моя дочь, услышав о том, что сегодня она не увидит то, о чем мечтала, рыдала в голос и, подходя к сочувствующим молча билетёршам, пыталась объяснить, что она балерина, что ей обязательно нужно видеть танец маленьких лебедей, она знает, как вести себя в театре!»
— говорит Александра.
Юридический казус
Законно ли само ограничение просмотра такой классической вещи, как знаменитый балет, возрастом в 12 лет? Как театры и музеи определяют, кому и что можно смотреть?
Юристы отмечают, что пометка «Возраст+» носит исключительно рекомендательный характер. Однако администрация имеет право не допускать детей меньшего возраста — если, по ее мнению, они могут мешать остальным смотреть спектакль.
Но, согласно пункту 5 статьи 11 в Главе 3 закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» говорится, замечают специалисты, что
«в присутствии родителей или иных законных представителей детей, достигших возраста шести лет, допускается оборот информационной продукции, предусмотренной статьей 9 настоящего Федерального закона».
А девочку сопровождала мама, ее законный представитель, — поэтому их обязаны были пустить на представление.
Но есть эксперты, которые с этим не согласны: на сайте Большого театра «черным по белому» написано:
«Внимание! Независимо от объявленного возрастного ценза на вечерние спектакли допускаются дети не моложе 10 лет»
и родители, покупая билет, должны внимательно изучать информацию.
Администрация Большого театра, реагируя на публичное обсуждение происшествия в соцсетях, заметила, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», при приобретении билета Театр рекомендует обращать внимание на возрастные ограничения мероприятия (информация указывается на афишах и билетах), и ответственность за несоблюдение данного условия лежит на родителях.
«К сожалению, люди жалуются, говорят, что заплатили такие деньги за билет в Большой театр, но смотреть спектакль невозможно. Дети ворочаются, ерзают, все время разговаривают с родителями. В чем виноваты люди, которые сидят рядом?
Родители чаще всего уверены в уникальности своих детей, они убеждены, что именно их дети будут вести себя идеально, но в действительности это не так. Поэтому введено возрастное ограничение. Давайте посмотрим на ситуацию с двух сторон — мы должны соблюдать интересы всех людей, которые приходят в театр»,
— так объяснило свои действия руководство Большого.
Александр Зорин, адвокат Адвокатской палаты Москвы, кандидат юридических наук, комментируя случившееся, отмечает, что ситуация с допуском детей на балет в Большой театр не так проста, как может показаться на первый взгляд:
«Прежде всего, руководство Большого театра поступило по закону и по справедливости – тем, кто не попал на представление из-за возрастных ограничений, вернут деньги за билеты. За компенсацией морального вреда необходимо обращаться в суд – вряд ли театр пойдет на такие траты добровольно, тут предполагается спор о праве, а значит, дело должно быть разрешено в суде».
Что же касается возрастного ценза, то, убежден наш эксперт, администрация Большого театра права лишь отчасти. В связи с принятием федерального закона №436-ФЗ культурная жизнь России несколько изменилась – появилась обязательная маркировка информационной продукции. В соответствии с требованиями этого закона, производители или распространители информационной продукции (например, билетов в театр или афиш) обязаны указывать возрастные ограничения.
«Конечно, система определения минимального порога несовершенна, но это совсем иной вопрос. В истории с детьми, которых родители взяли на «Лебединое озеро», есть юридический факт, имеющий решающее значение, – на билетах и афишах проставлена маркировка «12+».
Это означает, что на спектакли не рекомендуется приводить детей в возрасте до 12 лет, так как содержание спектаклей может нанести вред их развитию. Справедливо отмечают, что «Лебединое озеро» — история не для всех возрастов. Формально, исходя из этих фактов, администрация на законных основаниях не пустила в зрительный зал мать с пятилетней дочерью.
«Однако история стала более запутанной, когда последовали комментарии руководства Большого театра. Они воспринимают возрастную маркировку как рекомендацию, однако напоминают о правилах самого театра: на утренние сеансы не допускаются дети до 5 лет, на вечерние – дети до 10 лет.
Большой театр имеет право устанавливать собственные правила и требования к посетителям, а также удалять из зала посетителей, которые мешают нормальной работе учреждения (например, если маленький ребенок начинает громко разговаривать или ведет себя неуважительно по отношению к другим зрителям). Статус возрастных ограничений, установленных законом №436-ФЗ, и вправду не до конца понятен – формально закон требует лишь оценивать и маркировать информационную продукцию, однако на этом вопрос фактически закрывается»,
— говорит Александр Зорин.
Адвокат напоминает, что в 2013 году депутат Дмитрий Литвинцев предлагал ввести административную ответственность за допуск на сеансы в кино или театр детей, возраст которых не соответствовал обязательной маркировке, однако законопроект так и не был принят.
Дети в театре – персона нон-грата?
В ситуации, в которой оказались Александра и ее маленькая дочка, бывали и другие любители искусства. Например, участники обсуждения в сети вспоминают негатив, который проявляли к ним и их детям на балете «Щелкунчик»:
«Детей на прекрасный новогодний балет «Щелкунчик» вечером пустили, но настолько пристально за ними следили! Администраторы были похожи на надзирателей! И взрывались громким змееподобным шипением на любой еле слышный нечаянный шорох! Было очень неприятно и страшно за детей. В антракте пришлось уйти, несмотря на то, что у нашей компании была отдельная ложа, так как наслаждаться действием на сцене было невозможно».
Кстати, не во всех театрах столь жесткие требования. В Мариинке, отмечают опытные любители театров, возрастные ограничения касаются детей до 6 лет.
А многие даже вспоминали свой опыт – когда еще в советское время их детьми не пустили на спектакль. Оказывается, эта детская травма жива в памяти до сих пор…
Алена Подберезская, концертмейстер, преподаватель, в обсуждении ситуации, разгоревшемся в соцсетях, отмечает, что в обществе совсем забыто такое понятие, как эстетическое воспитание.
«Чем раньше мы научим ребенка держать ложку и вилку, тем быстрее и легче ему научиться вести себя за столом. Чем раньше мы начинаем ему читать, тем больше он полюбит книги и быстрее научится читать сам. Чем раньше мы водим его в театры, галереи и концертные залы, тем быстрее и глубже сформируется художественный вкус и чувство прекрасного.
А отсюда и доброта, и хорошее, терпеливое отношение к другим людям, животным, произведениям искусства, чего не измеришь деньгами, заплаченными за дорогие билеты и не загонишь в стандартные рамки усредненных правил.
Какой возрастной ценз? Какие деньги? Какие правила? Это иностранный язык для целей и задач эстетического воспитания, о котором бдительная охрана Большого театра, видимо, понятия не имеет… Для справки — композитор Сергей Прокофьев впервые попал в оперу в 5 лет. Наталия Сац -в 4 года, Галина Уланова- в 6 лет. Ваша покорная слуга – в 5 лет»…
Театральная среда – в стиле Зощенко
У сложившейся ситуации, кроме юридической, есть и другая, моральная сторона вопроса. Как ни странно, но возмущение Александры разделили не все. Пользователи соцсети разделились на два буквально враждующих лагеря.
«Безумно стыдно за общество, которое считает правильным держать детей лет так до 18 дома, ибо в театре шумят, в самолёте лишают комфорта, в кафе не эстетичны…. и место им в лучшем случае в специальном закрытом от мира помещении типа сад, школа»,
— говорят одни.
А вот что говорят те, кто категорически против присутствия детей в театрах и прочих публичных местах:
«Надоели дети на вечерних спектаклях! Считаю, что только необразованное и бескультурное быдло приведет свое пятилетнее чадушко на вечерний спектакль. Я надеваю открытое платье, делаю прическу и хочу пить шампусик в антракте. Маленькому ребенку нельзя присутствовать при этом. Мне некомфортно».
Защитники пострадавших родителей напоминают, что в рестораны – где много дам «в открытых платьях и с прическами» и тем более «с шампусиком», — детей пускают. Так что логика не в защите психики ребенка.
«Девочку не пустили не из-за того, что она получит моральную травму, а из-за того, что она может помешать другим. Это две разные причины».
Снова социальное противостояние?
И действительно, ситуация напомнила недавний скандал на Патриарших прудах – жители которых сочли себя «более лучшими», нежели те, кто живут в Бирюлево. «Центровые» граждане оказались «людьми своего круга», а жители «спальных районов» — «саранчой».
Примерно такой же расклад вдруг образовался и в интеллигентной, как предполагается, среде театралов и любителей балета. Оказалось, те, что идут на балет с целью «надеть открытое платье» — люди благородные, а другие, которые стремятся приобщить к искусству своих детей, увлекающихся балетом, — «быдло».
Конечно, справедливости ради стоит заметить, что, действительно, мы не обязаны терпеть капризы чужих детей – кто-то из приличия молчит, кто-то возмущается. Для многих это – нарушение их собственных личных границ, личного пространства. Появилась любопытная тенденция: общество постепенно перестает себя сдерживать и уже открыто возмущается присутствием детей не только в театрах, но и в самолетах, например, — и в прочих публичных местах.
Ольга Исупова, социолог, старший научный сотрудник Института демографии НИУ ВШЭ, вспоминает, что 12 лет назад и сама столкнулась с подобным отношением к маленьким зрителям. Тогда ее дочери было 7 лет – и их семью не пустили на представление в Большой театр.
«Мы были удивлены такой дискриминацией – по-другому я сказать не могу»,
— замечает Ольга.
Почему же наше общество так реагирует на детей?
«Вообще, это традиция, идущая еще с 19 века, и даже более ранняя. Сначала ребенок воспринимался как маленький взрослый, и в этом были и свои плюсы, и свои минусы. А потом общество решило, что дети – некие чистые существа, а потому должны жить некоторым образом отдельно от взрослых. Мне кажется, в Большом театре это идет отсюда. Детей до определенного возраста должно быть не видно и не слышно»,
— замечает эксперт.
А что на Западе? Вроде бы, там детей балуют и позволяют им что угодно? Ольга Исупова отмечает, что и мировые тенденции разные. С одной стороны, присутствует «натуральное родительство», в рамках которого детей привечают. С другой – есть часть общества, которая бы хотела видеть себя «свободной от детей» – и просит сделать самолеты чайлд фри и театры чайлд фри. Так что мы не сильно отстаем от общемировых тенденций.
Ирина Ларина, психолог, тоже считает, что предъявить справедливые претензии к не умеющему вести себя в обществе ребенку – это европейское веяние.
«Вполне нормально попросить родителя, чей ребенок нарушает общественный покой, чтобы тот его успокоил. У нас же часто бывает нездоровая реакция на такое замечание: «А почему вы возмущаетесь?».
Позиция «этожедети» и «яжемать» подвергается в последнее время осмеянию, но и тут мы снова делимся на два лагеря: одни защищают святость детских и материнских прав, другие требуют уважения к себе.
«Он так смеялся, что заразил весь зал!»
Как узнать, готов ли ребенок к серьезному восприятию искусства? Стоит ли вести маленьких зрителей не в цирк, а в театр, на выставку, на балет?
Ирина Ларина советует родителям правильно оценивать возможности ребенка. Насколько ребенок усидчив? Интересно ли ему будет на мероприятии? Понимает ли он суть балета? Психолог замечает, что маркировка на билетах ставится не просто так – возрастные рамки просчитываются.
Серьезный балет действительно стоит смотреть в возрасте 10 лет и старше. Иначе ребенок высидит первые 15 минут, но что он будет делать дальше на протяжении представления? В лучшем случае – уснет. В худшем – действительно, ему может стать скучно. Лучше выбирать утренние, более короткие спектакли, рекомендует специалист, а еще – можно заранее познакомить ребенка с искусством балета дома, в видеоварианте. А на спектакли приходить в более сознательном возрасте.
Но иногда и сотрудники театра не готовы психологически к тому, чтобы работать с юными зрителями.
Вадим Гаевский, театральный и литературный критик, балетовед, заслуженный деятель искусств России, профессор кафедры истории театра и кино историко-филологического факультета Института филологии и истории РГГУ, полагает, что в случившемся конфликте правы обе стороны.
Но вопрос в том, как решать такой конфликт.
«Можно было поступить не грубо, не оскорбительно. Но у нас не умеют так делать. Выгоняют, орут. Ведь могли бы в театре спокойно поговорить с родителями, вернуть им деньги за билеты… А хамить у нас умеют по любому поводу. То есть я против самой формы этого запрета. А вот существо дела, к сожалению, справедливо».
Вадим Гаевский поясняет, что театр пытается защититься. Ведь дети действительно порой устают в ходе действия спектакля, или им банально нужно в туалет, а это мешает другим зрителям и актерам. Возможно, ограничения 12+ слишком жестки, считает балетовед, но в то же время признает, что «Лебединое озеро» — очень большой балет.
«Есть пороги детского восприятия. Пятилетний ребенок может не высидеть эти четыре акта, если он не вундеркинд. А вот на «Щелкунчика», например, вполне можно пойти с ребенком».
Но и дети, конечно, разные, признает наш эксперт.
«Я, помню, брал с собой в театр племянницу. Она была очень говорлива. И я даже нервничал, боялся, — вдруг я не справлюсь? Но весь спектакль она просидела неподвижно, молча, это было удивительно. Идеальный зритель!
А еще вспоминаю, как водил на «Принцессу Турандот» в Вахтанговский театр 7-летнего сына моего товарища. Публика была «пустая», зал умирал от тоски. А он хохотал! Вел себя совершенно естественно. И весь театр постепенно переключился на этого единственного искреннего зрителя. Все мизансцены игрались для этого мальчика. И другие зрители постепенно заразились этим азартом, и тоже стали следить за игрой актеров, и тоже смеяться! А в конце спектакля ему даже аплодировали»,
— рассказывает Вадим Гаевский.
Но балет все же молчалив, напоминает Вадим Гаевский. На балете должна быть идеальная тишина. Так что тут часто требуются конкретные решения – как поступить так, чтобы соблюсти правила и в то же время повести себя вежливо и порядочно с каждым конкретным зрителем.
«Важно деликатное обращение с мальчиком или девочкой, чтобы не оскорбить и не обидеть этих юных зрителей. И это главное, что зритель должен требовать от театра»,
— напоминает театральный критик.