30 августа 2024 года официально упразднена должность художественного руководителя ЯАГСО – Ярославского академического губернаторского симфонического оркестра. В связи с этим удивительным событием ушёл в отставку маэстро Мурад Аннамамедов, который руководил этим коллективом последние тридцать лет.
Ушёл красиво — как и работал: никаких бумаг не подписывал, никаких «отступных» не взял, никого с собой не звал, ни в чём не упрекал, выражений сочувствия не принимал и более того, даже никаких предложений и приглашений тоже не принял — хотя они были, разумеется: человек он известный, народный артист и настоящий признанный мастер дирижёрского дела. Просто освободил свой кабинет в здании Филармонии и с интересом ждёт, что будет дальше. И не он один.
А дальше ситуация складывается весьма нестандартная.
Обычно в оркестрах главный дирижёр одновременно является и художественным руководителем, что вполне естественно. В Ярославле недавно сочли, что это лишнее: сначала освободили маэстро от обязанностей главного дирижёра, потому что это «совместительство» и оставили худруком, а затем, как мы уже знаем, упразднили и должность худрука, потому что… — и дальше что-то про новые большие задачи, которые то ли уже стоят, то ли вот-вот встанут перед прославленным оркестром и поэтому художественное руководство ему не нужно.
Ярославская филармония осталась без художественного руководителя оркестра
Нет. Не поэтому 🙂
Освобождали место.
Вот то конкретное, которое занимал Мурад Аннамамедов — и был там на 100% «человеком на своём месте». Разговоры о возрасте — маэстро 1955 г. р., т. е. ему 69 лет — смысла не имеют: вокруг продолжают успешно работать его многочисленные коллеги, которые гораздо старше. Потому что тут точно не в цифрах дело.
Место освобождали поспешно и неаккуратно.
Для кого?
Это известно только из одного официального сообщения: анонса концерта в Ярославской филармонии 28 сентября, которым должен открыться симфонический сезон: вот оно.
Там сказано, что программой будет дирижировать маэстро Василий Валитов из московского театра «Новая опера». Всё остальное исключительно на уровне местных ярославских переживаний и ожиданий – но все они сходятся на этом имени.
Одно неясно: как сможет новый творческий руководитель занять упраздненную должность? Ведь совмещать главного с худруком нельзя (см. выше) — а худрук, как было только что решено и объявлено, оркестру не нужен 🤫
Что тут скажешь: сами себя перехитрили — сами теперь и разбирайтесь. Со своей публикой (которая вовсе не дура и всё видит) — и со своими музыкантами. Которые и составляют в этой ситуации самое слабое и уязвимое звено: оркестр только кажется «единым целым», когда красиво сидит на сцене и вдохновенно смотрит на руку. На самом деле он состоит из людей, которые могут завтра же и заявление об уходе подать — вслед за своими семью коллегами, которые это уже сделали до отставки маэстро Аннамамедова.
Собрать и вырастить хороший оркестр дело долгое и хлопотное — а разваливается он легко и быстро. Достаточно лишь создать обстоятельства, при которых люди задумаются о новой работе. А работа для хороших музыкантов есть всегда.
Кстати, и Мураду Атаевичу Аннамамедову прежде всего стоит пожелать — после паузы, которую он сейчас взял и держит — именно того, что нужнее всего дирижёру его уровня: побольше хорошей, интересной и разной творческой работы.