Дирижер Большого театра Айрат Кашаев готовит в Казани масштабную работу о первом председателе Союза писателей республики Кави Наджми.
В Казани появляются новые оперы на татарском — и это не только произведения Резеды Ахияровой и Эльмира Низамова. В феврале в БКЗ в рамках фестиваля «Мирас» покажут «Кави — Сарвар», которую написала Миляуша Хайруллина, победившая с этой оперой на Всероссийском конкурсе молодых композиторов «Партитура» в номинации «Оперная музыка или музыка оперетты».
Подведены итоги второго Всероссийского конкурса молодых композиторов «Партитура»
Либретто написал молодой драматург, автор Кариевского театра Айдар Ахмадиев, за постановку отвечает художественный руководитель театра кукол «Экият» Ильгиз Зайниев, а оркестром будет руководить дирижер Большого театра Айрат Кашаев.
“Я отказывалась от всех проектов”
Премьера оперы состоится 11 февраля 2023. Подробности постановки рассказали на пресс-конференции в «Татар-информ». На «Партитуре» она прозвучала в исполнении Московского государственного академического симфонического оркестра под управлением Павла Когана и Московского синодального хора под руководством Алексея Пузакова.
В 2022 году на конкурс было подано более 800 заявок из 63 регионов страны. В основе сюжета оперы «Кави — Сарвар» — история любви татарского писателя Кави Наджми и его супруги, переводчицы Сарвар Адгамовой. Наджми был первым председателем Союза писателей ТАССР. Жили они в Мергасовском доме, оттуда были увезены в НКВД на «Черном озере», дело было прекращено за недоказанностью обвинения.
— Судьба этой пары не проста,
— согласен замминистра культуры Татарстана Дамир Натфуллин.
— Мы знаем, что в 37-й год были гонения, их разлучили. И именно эта история любви и преданности легла в основу данной оперы.
Первые фрагменты ее мы услышали на открытии дня культуры Татарстана в Москве. Данная тема зацепила наше министерство культуры, внимание ей придали и в руководстве республики, поэтому на встрече с творческой интеллигенцией Рустамом Минихановым было принято решение о поддержке данного проекта.
Как рассказала композитор, пианист, лауреат международных конкурсов Миляуша Хайруллина, над оперой она начала работать совместно с Айдаром Ахмадиевым в 2019 году.
— Я относилась к этому очень серьезно, отказывалась от всех проектов и не давала комментариев на эту тему,
— рассказала композитор.
— Я так берегла эту энергию, мне было так важно дописать и родить что-то цельное, потому что очень сложная тема и крупная форма.
По словам Хайруллиной, при отборе участников был устроен большой кастинг, который прошли Сюмбель Киямова, Ильгиз Мухутдинов, Ирек Фаттахов, Денис Ханбаба, Рустем Асаев, Миляуша Амирова и другие. При этом многие из них — однокурсники или ровесники авторов.
Большое влияние на нее оказал Александр Сладковский, руководитель ГАСО РТ, который познакомился с первым действием оперы и предложил Миляуше Хайруллиной осуществить постановку силами оркестра.
— Александр Витальевич потрясающе поддержал меня,
— добавила Хайруллина.
— Я думаю, это не случайные жизненно поворотные встречи. Когда такой музыкант выражает свое доверие, ты имеешь шанс получить дальнейшую поддержку, чтобы к тебе прислушались с точки зрения реализации проекта.
Мы столько пушкиных проспали, у нас столько цоев разбилось
Айрат Кашаев также отметил, что Александр Сладковский долго работал в оперном театре Санкт-Петербургской консерватории. Он с первых нот почувствовал, что это действительно новая татарская опера. Как считает Кашаев, она обязана звучать на крупных сценах страны. А для этого нужен мобильный крепкий театр, который может переезжать из города в город.
— Я обещаю, что я буду делать все, чтобы этот спектакль получил дальнейшую жизнь в самых ведущих театрах страны. По крайней мере здесь моя работа как дирижера точно не закончится,
— заявил Айрат Кашаев и призвал ценить и поддерживать авторов при жизни:
— У нас такое отношение, что пока это не опломбировано, не закреплено временем, значит, не может стать чем-то таким, что мы уже называем наследие. Мы столько Пушкиных проспали, у нас столько Цоев разбилось на машинах. Сегодня если умрешь, завтра скажут — поэт.
Давайте мы поддержим наших авторов. Наше наследие в живых людях, в исполнителях.
Диана Фатыхова, “Реальное время”