Знаменитый баритон Павел Лисициан был одним из самых востребованных певцов своей эпохи. Им восторгались на Западе и «всенародно» любили на родине.
6 ноября исполняется 100 лет со дня рождения великого артиста.
Павел Герасимович (Погос Карапетович) Лисициан родился 6 ноября 1911 во Владикавказе. Дом Лисицианов всегда пользовался особым уважением в армянской общине из-за исключительной музыкальности всех членов семьи, – родители, старшая сестра, и с сам Павел – все пели в хоре армянской церкви, музыка практически постоянно звучала в их доме.
Уже в четыре года будущий певец давал первые концерты, сидя на коленях у старших, – исполнял соло и дуэтом с отцом не только армянские, но и русские, украинские и неаполитанские народные песни. Для Павла, сколько он себя помнит, петь было также естественно, как говорить, или дышать.
Во время Великой Отечественной войны он дал более 500 концертов в тылу и на фронтах, и за это был награжден медалями “За отвагу” и “За освобождение Кавказа”. Дебютировав в 1935 году в ленинградском Малом оперном театре, Лисициан затем в течение 26 лет, с 1940 по 1966 год был ведущим солистом Большого театра. Среди нескольких десятков спетых Лисицианом баритональных партий одинаково широко представлены как лирические, так и драматические.
Он исполнял ведущие партии практически во всех спектаклях Большого — “Пиковой даме”, “Евгении Онегине”, “Мазепе”, “Иоланте”, “Аиде”, “Кармен”… Его любимыми ролями были Валентин в «Фаусте», Жорж Жермон в «Травиате», и, конечно, Амонасро в «Аиде», где его партнершей по сцене была легендарная Галина Вишневская.
Сама Вишневская говорила о Лисициане, что это «льющийся баритон – красавец-голос» и она ни разу не слышала от ни одной фальшивой ноты, ни одного «петуха». Его записи и по сей день остаются непревзойденными, эталонными.
В 1960 году Лисициан первым из советских певцов выступил в Нью-Йоркской Metropolitan Opera в “Аиде”. Успех превзошел все ожидания. “New York Times” тогда писала:
“Г-н Лисициан впечатляет и вокально, и музыкально. Его баритон изумительно вышколен и дисциплинирован. На оперной сцене он вдохновенный певец, создающий характер одинаково хорошо как голосом, так и актерской игрой. Голос его ярок, компактен и рождается без малейшего напряжения на всем диапазоне. Королевский класс!”.
Не менее триумфально встретили тогда советского баритона зрители в Карнеги – Холле и взыскательная итальянская публика легендарной Ла Скала.
Кроме бархатного, мягкого тембра, человеческой теплоты и нежности, артистического аристократизма, одним из уникальных качеств певца была способность объективно оценивать собственные силы. И вовремя уйдя со сцены, он не расстался с искусством – сновное время заняла успешная педагогическая деятельность.
Новости культуры