В Москве завершился II Всероссийский музыкальный конкурс по специальностям “фортепиано”, “скрипка”, “виолончель”, “сольное пение”.
Благородная идея возродить главное музыкальные состязание страны, проходящее по тем же номинациям, а главное в преддверии юбилейного XV Конкурса Чайковского, в этом году дала свои результаты. Ведь конкурсантам было за что бороться: обладатели первых премий (по новым правилам Конкурса Чайковского) могут пройти на первый тур знаменитой “музыкальной олимпиады” без отборочных прослушиваний.
I и II туры Всероссийского конкурса проходили в течение двух месяцев (сентябрь и октябрь) по всем российским округам. Впервые на конкурсе был один участник из Крыма. На III тур претендентов пригласили в Москву, причем всем участникам (и их концертмейстерам) был предоставлен бесплатный проезд, а также проживание и питание в течение пяти конкурсных дней.
Финальный этап состязаний проходил на двух концертных площадках: в Рахманиновском зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (скрипка и виолончель) и Концертном зале Российской академии музыки имени Гнесиных.
Идею возрождения конкурса во всероссийском масштабе широко поддержали известные российские музыканты, поэтому жюри конкурса “звездное”:
- народный артист России Владимир Овчинников,
- народный артист России Михаил Гантварг,
- народный артист России Сергей Ролдугин,
- народная артистка СССР Елена Образцова,
- народная артистка СССР Ирина Богачева,
- заслуженный деятель искусств РФ Дмитрий Вдовин,
- народная артистка Республики Северная Осетия-Алания Вероника Джиоева,
- народный артист России Владимир Тонха,
- народный артист СССР Леонид Сметанников,
- лауреат международных конкурсов Кирилл Родин,
- заслуженный артист России Александр Князев,
- лауреат международных конкурсов Никита Борисоглебский и многие выдающиеся музыканты.
Конкурс показал серьезный уровень подготовки и высокий профессионализм участников. Как и на любом другом состязании, жюри возлагало большие надежды на появление новых молодых талантливых исполнителей-инструменталистов и вокалистов.
Особенно (это было отмечено многими членами жюри) отличились виолончелисты. Самое большое количество участников в регионах! А вот у пианистов и скрипачей в этом году претендентов было гораздо меньше по сравнению с I Всероссийским конкурсом, который проходил в 2010 году.
В итоге к III туру были допущены по 10 человек в каждой специальности. В ноябре музыканты из Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Пензы, Петрозаводска, Новосибирска, Казани, Уфы, Владивостока, Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Улан-Удэ слетелись в Москву. И вот названы лауреаты.
Среди пианистов Первая премия присуждена Медведеву Николаю (Москва); Вторая – Аккуратову Олегу (Ростов-на-Дону); Третья – двум участникам: Маслееву Дмитрию (Москва) и Полосьмакову Юрию (Санкт-Петербург). Особенной стала награда для невидящего пианиста из Ростова-на-Дону – Олега Аккуратова. На конкурс он приезжает уже во второй раз и вот, наконец, заслуженная оценка жюри…
У скрипачей премии разделились следующим образом: Первая – у Стекольщиковой Любови (Санкт-Петербург); Вторая – присуждена сразу трем участникам Артюгиной Ольге (Санкт-Петербург); Хухуа Игорю (Москва); Корженевич Елене (Москва).
Виолончелисты поделили награды следующим образом: Первая премия – Хамидуллин Рустем (Уфа); Вторая премия – у двух участников. Это Жилин Алексей (Санкт-Петербург) и Кобекина Анастасия (Москва).
Что характерно, у струнников жюри решило Третью премию не присуждать. Зато обладателей Второй – сразу пять.
У вокалистов Первую премию получил Зеленков Алексей (Новосибирск); Вторую – Санданов Мэргэн (Улан-Удэ); Третья премия у Сучкова Константина (Москва). Женские голоса были оценены следующим образом: Первая премия – Литвин Анна (Нижний Новгород); Вторая премия – Бержанская Василиса (Москва); Третья премия – у Хисматуллиной Айгуль (Казань) и Киртадзе Марины (Ростов-на-Дону).
В выходные в Концертном зале Российской академии музыки им. Гнесиных с аншлагом прошел гала-концерт лауреатов. Программа была выстроена в романтическом ключе, что очень соответствовало духу молодости, приподнятому настроению победителей. Шуман и Чайковский, Сен-Санс и Глинка, Верди и Прокофьев…
Ребят поддержали два оркестра: Симфонический оркестр Москвы “Русская филармония”, дирижер – Сергей Тарарин и Симфонический оркестр радио “Орфей”, художественный руководитель и главный дирижер – Сергей Кондрашов.
Вначале, по традиции, – чествование победителей, вручение наград и дипломов; цветы и аплодисменты. Бурю эмоций у публики вызвал Олег Аккуратов. В его исполнении II часть Концерта № 2 Сен-Санса прозвучала необычайно тонко, вдохновенно. И, конечно же, Первая премия – Николай Медведев. Концерт №2 Прокофьева был исполнен мощно, броско, уверенно, – таково и стремление пианиста к победе на XV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского в 2015 году.
Вероника Джиоева, член жюри конкурса в номинации “Сольное пение”:
“Неважно где ты поешь, где выступаешь. Важно, как ты это делаешь! Я, естественно, болела за Василису Бержанскую! Она мне безумно нравится, это гениальная девочка! И, конечно же, за Алексея Зеленкова, ведь он из моего родного Новосибирского театра оперы и балета. Этот певец обладает настоящим сильным оперным голосом! Безусловно, мне понравилась и Анна Литвин. Мы присудили ей Первую премию. Она обладает красивым голосом. Я считаю, все участники конкурса выступили достойно!
Всероссийский музыкальный конкурс учрежден в марте 2010 года распоряжением Правительства РФ и Министерством культуры РФ. Организацию и проведение Конкурса осуществляет Российская государственная концертная компании “Содружество”.
Конкурс представляет собой четырехлетний цикл состязаний:
- в первый год цикла музыканты соревнуются по специальностям фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение;
- второй год посвящен номинациям камерные ансамбли (фортепианное трио и струнный квартет), хоровое дирижирование a cappella и оперно-симфоническое дирижирование;
- третий год – деревянным духовым инструментам (флейта, гобой, кларнет, фагот, саксофон), медным духовым инструментам (валторна, труба, тромбон, туба), ударным инструментам, ансамблям духовых инструментов, а также органу и арфе;
- четвертый год – народные специальности: баян и аккордеон; балалайка, домра, гитара; гусли; дирижирование оркестром народных инструментов.
Татьяна Эсаулова, “Российская газета”