Так 25 января 2024 года завершится путешествие в «Музыкальную вселенную Исаака Шварца». Фестиваль длиною в год, посвящённый столетию композитора, выходит на финишную прямую.
Исааку Шварцу повезло: он стал классиком ещё при жизни. Поколение «шестидесятников» не просто заслушивалось его музыкой. Мелодии Шварца (особенно те, что встречались с текстами ещё одного гения – Булата Окуджавы) становились символами эпохи. Для тысяч, миллионов советских людей были очень личными вдохновителями и утешителями.
Перед организаторами масштабного фестиваля, приуроченного к столетнему юбилею композитора, стояла непростая задача. Бережно сохранив ореол классика, вывести Исаака Шварца в современники. Сделать так, чтобы сочинения полувековой давности ворвались в сегодня и отозвались в нём.
Продюсер фестиваля Мила Шварц подчёркивает:
«Наш фестиваль задуман как культурный мост между поколениями. Неслучайно значительная часть его событий проходит на концертных площадках музыкальных учебных заведений.
Молодые ребята, начинающие музыканты выбирают из творческого наследия Шварца близкие именно им произведения и предлагают свою интерпретацию. Это позволяет музыке жить дальше, не ограничиваясь рамками, в том числе временными».
На самых разных «молодёжных» площадках страны: в Музыкальном училище имени Гнесиных и Московском государственном колледже музыкального исполнительства имени Ф. Шопена, в ГИТИСе и во ВГИКе, в Костромском государственном университете и детской школе искусств посёлка Сиверского Ленинградской области, в котором жил Шварц, – фестиваль проходил в очень привычных для молодёжи форматах.
Лекции, конференции, конкурсы творческих работ и, конечно, музыкальные вечера, самостоятельные, серьёзные концерты – через них люди будущего открывали музыку прошлого. И делали её абсолютно своей.
На гала-концерте в «Зарядье», задуманном как кульминация масштабного годового проекта, Исаак Шварц предстанет во всей своей мощи и универсальности. Как композитор, которому подвластны любые музыкальные формы. Как художник, касающийся тем, понятных каждому. Как творец вне времени.
В отличие от ноябрьского фестивального концерта в Кремле, в «Зарядье» не будут звучать песни. Только темы из кинофильмов «Мелодии белой ночи», «Не стреляйте в белых лебедей», «Звезда пленительного счастья» и других – чистая музыка, конгениальная самым важным человеческим чувствам: любви и надежде, состраданию и печали, жажде счастья и вере в светлое будущее. Музыка, понятная без слов.
Во втором отделении Российский национальный оркестр под управлением Павла Герштейна исполнит главное сочинение Исаака Шварца, его композиторскую лебединую песню и просто человеческое завещание – Концерт для оркестра «Жёлтые звёзды».
Этот «музыкальный документ», свидетельствующий об ужасах фашизма, сегодня, как никогда, перестаёт быть архивным. Он ни за что не агитирует – призывать вообще не в характере Шварца. В его интеллигентных, пронзительных интонациях считывается только надежда – на то, что жизнь, несмотря ни на что, одержит победу над смертью.
И особенно символично, что январским вечером, 25 января в московском зале «Зарядье» эту шварцевскую интонацию подхватят молодые музыканты: триумфаторы XVII Международного конкурса имени П. И. Чайковского Даниил Коган (скрипка), Энджел Станислав Вонг (фортепиано) и Василий Степанов (виолончель).
Пресс-служба Фестиваля