В концертах 17 и 19 января 2022 года сочинения Свиридова прозвучат наряду с музыкой Чайковского: солисты Александр Рудин и Борис Андрианов предложат свои трактовки Вариаций на тему рококо.
Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр – признанные интерпретаторы творчества Свиридова; под управлением дирижёра состоялось большинство оркестровых премьер композитора.
В концертах 17 и 19 января сочинения Свиридова прозвучат наряду с музыкой Чайковского: Александр Рудин и Борис Андрианов предложат свои трактовки Вариаций на тему рококо – знакового сочинения виолончельного репертуара, входящего в обязательную программу Конкурса Чайковского.
Владимира Федосеева и Большой симфонический оркестр имени П. И. Чайковского связывает с Георгием Свиридовым давнее творческое сотрудничество.
Общение и работу с композитором Владимир Федосеев вспоминает с большим трепетом:
«Бог дал мне возможность встретиться с Георгием Васильевичем Свиридовым, видеться с ним, слушать его. Это уникальная школа, он был человеком необыкновенных знаний, предвидений. Он видел всё вперед и стал для меня учителем жизни. Конечно же, он прежде всего композитор, но не только. Он был Личностью… [Его музыка] действует на любую публику потрясающе».
Для концертов 17 и 19 января Владимир Федосеев выбрал шедевры Свиридова, любимые широким кругом меломанов. Увертюру «Время, вперёд!» слышал любой, кто смотрел программу «Время», а номерам из иллюстраций к повести «Метель» на концертах БСО аплодируют с первых же тактов.
Среди самых важных для себя композиторов Владимир Федосеев называет и Петра Ильича Чайковского – не случайно оркестр носит его имя. За исполнение музыки композитора Владимир Федосеев получил серебро на конкурсе «Двадцать лучших грамзаписей» телерадиокомпании «Асахи» в Японии.
Вариации на тему рококо – одно из любимых сочинений виолончельного репертуара среди слушателей и исполнителей. Две редакции Вариаций до сих пор вызывают горячие споры. Первым исполнителем стал виолончелист Вильгельм Фитценхаген – друг Чайковского и профессор Московской консерватории, которому и посвящено сочинение.
По просьбе композитора Фитценхаген сделал свою редакцию: уточнил штрихи и аппликатуру, но главное – поменял местами некоторые разделы цикла, а финальную, восьмую вариацию и вовсе исключил из партитуры.
Энциклопедия конкурса Чайковского: По каким нотам играют на конкурсе
Больше всего против этой редакции протестовал издатель Пётр Юргенсон. В письме Чайковскому он пытался её оспорить:
«Противный Фитценхаген! Он непременно желает свою виолончельную пьесу переделать, обвиолончелить… Позволь мне послать его к maman».
Однако нет никаких свидетельств того, чтобы Чайковский был против радикальных изменений, внесённых в его сочинение, и в такой версии вариации обычно исполняются сегодня. В концертах 17 и 19 января свои трактовки редакции Фитценхагена представят Александр Рудин и Борис Андрианов, оба – признанные интерпретаторы Вариаций на тему рококо.
Александр Рудин – виолончелист с мировым именем, дирижёр, пианист, клавесинист, педагог, исследователь старинных партитур, автор оркестровых редакций камерных произведений и уникальных тематических циклов. Народный артист России (2001). Профессор Московской консерватории с 2002 года. Художественный руководитель (с 1988) и главный дирижер Московского камерного оркестра Musica Viva. Лауреат международных конкурсов имени И. С. Баха в Лейпциге (1976), имени Гаспара Кассадо во Флоренции (1979), имени П. И. Чайковского в Москве (1978, 1982).
Получив академическое образование, Александр Рудин увлёкся исторически информированным исполнительством и со временем пришел к органичному синтезу обоих направлений в исполнительском искусстве. Играет как на современной виолончели, так и на виоле да гамба, исполняет музыку романтиков, произведения эпохи барокко и раннего классицизма, современные произведения.
Борис Андрианов – известный российский виолончелист, выступающий на крупнейших сценах мира и самых престижных фестивалях. Победитель международных конкурсов в Загребе (имени Антонио Янигро), Йоханнесбурге, Париже (конкурс Мстислава Ростроповича), Южной Корее (имени Исан Юна).
Лауреат XI Международного конкурса имени П. И. Чайковского и молодёжной премии «Триумф». Заслуженный артист России (2016). Организатор и руководитель всероссийского проекта «Поколение звезд» (Премия Правительства РФ в области культуры, 2009). Автор идеи и арт-директор международных фестивалей Vivacello и Vivarte в Москве. Художественный руководитель фестиваля «Музыкальная экспедиция», основанного во Владимирской области и ежегодно расширяющего географию.
С 2009 года преподаёт в Московской консерватории. Играет на инструменте работы Карло Бергонци из Государственной коллекции уникальных музыкальных инструментов.
Пресс-служба Московской филармонии