Владимир Федосеев и Большой симфонический оркестр открыли новый цикл из четырех концертов – с четырьмя симфониями и четырьмя инструментальными концертами Брамса в программе, c эпиграфом из Франсуазы Саган (“Любите ли вы Брамса?”) и заявленной в предисловии робкой надеждой на хоть какое-нибудь исправление человечества.
Федосеев предложил публике “позволить себе надеть очки с розовыми стеклами, смягчающими жесткую резкость жизни, или затемненными – спасающими от холодного искусственного света”, чтобы взглянуть на мир с забытым уже романтическим чувством.
Дирижер полагает, что современные люди испытывают острую “тоску по романтизму”, даже если сами того не замечают, что они разучились испытывать восторг любви, и в этом смысле на Брамса, “романтичнейшего романтика”, и всю свою концертную серию (до Брамса уже были Бетховен, Рахманинов, Чайковский) он возлагает большие надежды.
Скрипичный концерт с молодой солисткой филармонии Аленой Баевой, смело заменившей внезапно заболевшего Виктора Третьякова, был исполнен крепко и празднично, Первая симфония – глубоко, торжественно и откровенно певуче.
Федосеев и его музыканты как будто говорили:
“В нашем Брамсе нет ничего скрытого, все тайное в нем становится явным”.
Певучесть Брамса, текучий и тягучий, пышный и плавный мелодизм стал главной федосеевской идеей в этот вечер.
В следующих концертах цикла прозвучат Первый фортепианный концерт с Елизаветой Леонской и Вторая симфония (12 февраля), Двойной концерт с Татьяной Гринденко и Александром Князевым и Третья симфония (12 марта) и наконец Второй фортепианный концерт с Фредериком Кемпфом и Четвертая симфония (15 апреля).
Накануне открытия цикла на пресс-конференции главный дирижер БСО поделился своими сомнениями относительно корректности ситуации, сложившейся сегодня с финансированием российских оркестров.
Получивший четыре года назад Президентский грант (наряду с ГАСО, Темиркановским оркестром, Большим и Мариинским театрами) Федосеев полагает, что недавняя идея нового Правительственного гранта (его получили несколько московских оркестров, в том числе НФОР, РНО, “Новая Россия”) “девальвирует ценности, запутывает публику в вопросах оценки качества оркестров” и уравнивает уже “состоявшиеся” и, напротив, “еще не состоявшиеся” коллективы.
Дирижер направил личное письмо президенту РФ с предложением индексировать грант и сообщил, что по тому же адресу направлено еще коллективное письмо, подписанное всеми получателями первого – Президентского гранта.