
«Вещь в себе» – просветительский абонемент Московской филармонии, раскрывающий широкой аудитории загадки музыки последнего столетия. Деcятый концерт, открывающий четвертый сезон цикла, посвящен сочинению “Uaxuctum” Джачинто Шельси. 18 октября 2024 в Зале Чайковского его впервые в России исполнят Госоркестр России имени Е. Ф. Светланова под управлением Фёдора Леднёва, вокальные ансамбли Intrada и N’Caged, а также команда солистов.
Ведущий и автор цикла Ярослав Тимофеев познакомит слушателей с историей, содержанием и внутренним устройством сочинения.
В 1916 году американский археолог Сильванус Морли обнаружил в Гватемале неизвестный город майя. Он назвал его Вашактун (Uaxuctum) – на языке майя это значит «восемь камней». На протяжении всего ХХ столетия в Вашактуне находили удивительные архитектурные памятники, скульптуры и настенные росписи. А в 1966 году итальянский композитор Джачинто Шельси написал грандиозную вокально-симфоническую сюиту под названием «Вашактун».
Один эпизод из «Вашактуна» знаком каждому, кто видел фильм Мартина Скорсезе «Остров проклятых», но в России эта музыка еще никогда не исполнялась. Ее подзаголовок гласит: «Легенда о городе индейцев майя, уничтоженном ими по религиозным причинам».
Внезапное и стремительное исчезновение великой цивилизации майя до сих пор остается загадкой и предметом научных споров. Партитура Шельси тоже полна тайн. Почему индейцы, создавшие развитую письменную культуру, в легенде не произносят ни одного слова? Почему Шельси понадобились электроакустический инструмент волны Мартено, 200-литровая бочка из-под машинного масла и погремушка, но не понадобилось ни одной скрипки? Наконец, существовала ли вообще легенда о самоубийстве города?
Но все эти вопросы обращены к сознанию. Шельси создал свой свод заповедей, и вторая из них гласит: «Не мыслить пусть мыслят те кому это нужно». На предстоящем концерте можно будет узнать о том, что именно Шельси предложил взамен мышления, а также об особенностях его жизненной и творческой позиции – не фотографироваться, не давать интервью, не писать партитур.
Собственно композиторская работа происходила у Шельси в процессе медитации и импровизирования на фортепиано, позже – на электронном клавишном инструменте ондиоле (разновидности волн Мартено). Свои импровизации Шельси записывал на магнитофон, а затем ассистенты переводили эти записи в ноты.
Один из них, Вьери Тозатти, после смерти Шельси дал интервью, опубликованное под названием «Джачинто Шельси – это я»: согласно Тозатти, медитации Шельси не имели художественного значения, тогда как он, Тозатти, за плату оформлял их результаты в виде профессионально выполненных партитур.
Полемика быстро сошла на нет: какими бы спорными ни были методы Шельси, нет оснований сомневаться в том, что он внимательно контролировал работу ассистентов, а зафиксированные тексты его произведений адекватно отражают его творческие намерения и представляют собой оригинальный художественный мир.
* * *
Любой настоящий шедевр – это вещь в себе: многослойное, таинственное и неисчерпаемое творение. В каждом концерте цикла «Вещь в себе» его автор и ведущий Ярослав Тимофеев подбирает ключи к одному музыкальному произведению XX–XXI веков, наглядно показывая его внутреннее устройство, а затем партитура звучит целиком в исполнении первоклассных оркестров и дирижеров.
В следующих концертах цикла в нынешнем сезоне – «Русские сезоны» Леонида Десятникова (4 декабря) и Седьмая симфония Сергея Прокофьева (19 марта).
Пресс-служба Московской филармонии
Московская государственная академическая филармония — одна из крупнейших концертных организаций мира, проводящая более 3000 концертов в год на концертных площадках Москвы, а также в регионах России и за рубежом.
Все публикации пресс-службы Московской филармонии на ClassicalMusicNews.Ru