Любители симфонической музыки многое отдали бы, чтобы развести два концерта 20 декабря по разным дням.
В консерватории открывается фестиваль “Русская зима” выступлением солистов, хора и оркестра Большого театра под управлением патриарха чешской исполнительской школы Иржи Белоглавека.
В это время в Доме музыки Национальным филармоническим оркестром России дирижирует другая знаменитость – Александр Лазарев.
Оба дирижера, не сговариваясь, построили нетривиальные программы на сочинениях чешских классиков – Дворжака и Яначека (Лазарев исполнит еще симфонию “Манфред” Чайковского).
Если музыка Дворжака в течение сезона звучит в разных интерпретациях, то Яначек попросту игнорируется, а зря! В прогрессивной “Геликон-опере” поставили с Геннадием Рождественским “Средство Макропулоса” и получили “событие сезона”.
Планы маэстро воплотить на сцене ГАБТа оперу “Енуфа”, увы, не осуществились. Теперь два значительных опуса Яначека можно будет услышать, только если после первого отделения в Светлановском зале ММДМ (от рапсодии “Тарас Бульба”) чудом перенестись на второе в БЗК – на “Глаголическую (иначе “Старославянскую”) мессу”.
Белоглавек преподнесет также Восьмую симфонию Дворжака, которая частотой исполнений в последние годы потеснила Девятую (“Из Нового Света”) с позиций главного хита.
Маэстро Лазарев взял произведения программные. Это, во-первых, рапсодия для оркестра “Тарас Бульба” по Гоголю, которой Яначек откликнулся на события Первой мировой войны.
Композитор, ощутивший потребность поддержать “матку всего славянства”, выбрал повесть о героическом атамане, по собственному признанию, из-за слов “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая пересилила бы русскую силу!”.
Совсем иная “Полуденница” Дворжака – симфоническая поэма, созданная в числе трех по балладам чешского поэта-фольклориста Карела Яромира Эрбена. Это жуткая история о ведьме, выходящей из лесу только в полдень.
Татьяна Давыдова, “Московские новости”