46 человек хора капеллы исполнят духовную музыку и русские народные песни без музыкального сопровождения в понедельник в Якутске в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».
Как сообщила пресс-секретарь Филармонии Якутии Айина Ефимова, этой осенью проходит грандиозное гастрольное турне Государственной академической певческой капеллы Санкт-Петербурга по семи городам Сибири, Дальнего Востока, Камчатки, Крайнего Севера.
Турне поддерживается Министерством культуры РФ и Московской государственной академической филармонией. Вместе с капеллой в Якутск прибудет директор департамента развития Московской филармонии Валерия Розанова.
«И, конечно, приедет сам руководитель, выдающийся Владислав Чернушенко. Приезд капеллы в Якутск – просто невероятное событие. Происходит благодаря этой программе, чтобы жители разных городов смогли услышать это чудо в своих городах»,
– прокомментировала Айина Ефимова.
Концерт состоится 6 октября в Якутском театре оперы и балета.
Певческая капелла Санкт-Петербурга ведёт свою историю с 1479 года, когда по указу великого князя Ивана III в Москве был учреждён хор Государевых певчих дьяков, ставший первым профессиональным хором России и колыбелью русского хорового искусства. В 1701 году Петр I переименовал хор Государевых певчих дьяков в Придворный хор. Придворный хор побывал на берегах Невы ещё до основания Санкт-Петербурга и участвовал в молебне в честь победы войск Петра при Ниеншанце. А 16 (27) мая 1703 года государевы певчие участвовали в торжествах по случаю основания новой столицы.
Вся последующая биография хора связана уже с Санкт-Петербургом. В 1763 году Придворный хор указом Екатерины II переименован в Императорскую придворную певческую капеллу.
Вот уже несколько столетий первый русский профессиональный хор не перестает удивлять и восхищать своим мастерством. Роберт Шуман писал в своем дневнике:
«Капелла – самый прекрасный хор, который нам когда-либо приходилось слышать: басы временами напоминают звуки органа, а дисканты звучат волшебно…».
Восторженно отзываются о Придворном хоре Ференц Лист и Адольф Адан. Интересны впечатления Гектора Берлиоза:
«Мне представляется, что хор Капеллы <…> превосходит все существующие в подобном роде в Европе. Сравнивать же хоровое исполнение Сикстинской капеллы в Риме с исполнением этих чудодейственных певчих – это все равно, что противопоставлять ничтожный состав еле пиликающих музыкантов третьестепенного итальянского театра оркестру Парижской консерватории».
В.В.Стасов писал:
«Где есть нынче такой хор, как хор Придворной русской капеллы?… Только у нас мы встречаем такое мастерство…».
За время своей деятельности Капелла оказала огромное влияние на развитие русской музыкальной культуры и явилась важнейшим источником музыкального образования в России. На образцах её художественного исполнения складывались традиции русского певческого искусства. Своей творческой практикой Капелла содействовала созданию новых хоровых произведений и являлась крупной профессиональной школой, воспитавшей многочисленные кадры дирижёров и артистов.
Со времени организации в 1802 г. Санкт-Петербургского филармонического общества, Капелла участвовала во всех его концертах. Благодаря выступлениям Капеллы столица впервые познакомилась с выдающимися творениями музыкальной классики, такими как Реквием Моцарта, Missa solemnis Бетховена (мировая премьера), Месса до мажор Бетховена, Девятая симфония Бетховена, Реквием Берлиоза, оратории Гайдна «Сотворение мира» и «Времена года», «Самсон» Генделя, «Рай и Пери» Шумана, хоры a cappella Шуберта и Мендельсона и др. Программы выступлений Капеллы 1917–1920 гг. включали в себя произведения Аренского, Балакирева, Кюи, Лядова, Римского-Корсакова, Танеева, Чайковского, Скрябина, Глазунова. В репертуаре Капеллы широко были представлены русские народные и революционные песни.
Весной 1920 г. хор реорганизуется: в него впервые включается группа из 20 женских голосов. В 1921 г. на базе Придворных хора и оркестра была основана Петроградская государственная филармония. В 1922 году хор был выделен в самостоятельную организацию, и весь учебно-производственный комплекс, состоящий из хора, хорового техникума и хоровой школы, был переименован в Государственную капеллу, а затем в Академическую капеллу.
С 1974 года и по настоящее время Капеллой руководит её воспитанник, Народный артист СССР Владислав Чернушенко. Наделённый огромным талантом, блестящими профессиональными знаниями и организационной энергией, он сумел вернуть старейший хор России на его исторические позиции. Под его руководством возрождается мировая слава знаменитого русского хора.
С приходом Владислава Чернушенко постепенно восстановился характерный для Капеллы широкий диапазон исполняемой музыки; важное место в репертуаре заняли сочинения крупных вокально-инструментальных форм – оратории, кантаты, реквиемы, мессы. Особое внимание Капелла уделяет музыке современных композиторов, а также редко исполняемым сочинениям.