Вот уже более двадцати лет Высшая школа музыки Якутии открывает свои двери 1 сентября под звуки живой классической музыки, виртуозно исполняемой многочисленными талантливыми выпускниками и учениками.
Вырастив много поколений музыкантов, ВШМ РС(Я) приобрела в России авторитет одного из самых престижных учебных заведений музыкального образования. Мы встретились с ректором школы Верой Никифоровой, чтобы поговорить об успехах минувшего учебного года и о не менее блестящем будущем ВШМ.
– Вера Семеновна, поздравляю Вас с новым учебным годом! Пусть он принесет Вам множество новых талантливых имен и творческих свершений! Расскажите, пожалуйста, с какими задачами и планами встретила новый учебный год Высшая школа музыки?
— Спасибо за поздравление и добрые пожелания. Любые задачи, тем более задачи творческого вуза как организма гибкого и постоянно развивающегося, ставятся с учетом достигнутых результатов. За два десятилетия своей деятельности Школа сделала грандиозный качественный скачок в развитии музыкального искусства республики.
Подобно «экономическому чуду» азиатских стран, правильно организованная система (в данном случае, музыкальной педагогики) дала блестящие результаты: в «недрах» школы сформировался известный далеко за пределами Якутии Ансамбль скрипачей; высокий профессиональный уровень выпускников и студентов школы позволил создать Государственную филармонию; в повышении качества звучания оркестра Театра оперы и балета немалая роль принадлежит Высшей школе музыки.
Самым ценным и дорогим является формирование в вузе творческих школ. Скрипичная школа Ларисы Габышевой и Станислава Афанасенко в декабре этого года едет покорять зал номер один в музыкальном мире – Карнеги-холл в Нью-Йорке. Этим все сказано. Думаю, что не всякая консерватория может похвастаться тем, что ее студенты играют в этом престижнейшем зале. Студенты арфовой школы Лидии Новгородовой в нынешнем концертно-театральном сезоне по специальному контракту приглашены на концертные программы и оперные спектакли Новосибирска и Иркутска. Учеников фортепианной школы Юноны Упхоловой ждем с концертами из Германии, где они обучаются по своей специальности в магистратуре.
Что касается планов и задач, то в качестве приоритетов мы выделили повышение трех форм активности преподавателей и студентов: творческой, грантовой и публикационной. Творческая активность будет осуществляться по двум направлениям – монографические концерты и проект «Музыка для всех». Совместно с Театром оперы и балета, филармонией и ансамблем «Виртуозы Якутии» планируем внедрить сетевую форму реализации образовательных программ, чтобы наши работодатели участвовали в подготовке специалистов, а студенты получали практический опыт.
Необходимо развивать академическую мобильность студентов и преподавателей, для этого усиливать международную деятельность и межрегиональные связи школы. Попробуем свои силы в создании международного молодежного оркестра совместно с Университетом Тромсо (Норвегия).
Безусловно, много работы предстоит в плане систематизации документов, создания автоматизированной системы управления школой, повышения квалификации преподавателей, внедрения инструментов поощрения активности преподавателей и студентов.
— Как сложилась судьба выпускников минувшего учебного года и есть ли новое пополнение?
Одним из главных критериев оценки эффективности деятельности вуза является трудоустройство его выпускников. Могу с уверенностью сказать, что уровень трудоустройства выпускников Высшей школы музыки по своей специальности составляет 100%. Еще будучи студентами, молодые музыканты работают стажерами в музыкальных коллективах республики. Часть ребят после 11 класса поступила в Московскую и Казанскую консерватории.
Такая практика, когда наши студенты едут для продолжения своего обучения в центральные и зарубежные консерватории, приветствуется нами, так как нет ничего продуктивнее для личностного роста музыканта, чем общение с опытнейшими педагогами ведущих музыкальных вузов. Кроме того, это своего рода индикатор качества образования нашей школы.
Что касается пополнения, то мы приняли 20 очаровательных малышей для обучения на разных инструментах – фортепиано, скрипка, духовые инструменты и др. На вузовский уровень к нам пришли выпускники музыкального колледжа, АГИКИ (после бакалавриата), а также свои выпускники уровня среднего профессионального образования.
24-25 сентября 2015 года в Высшей школе музыки РС(Я) пройдет первый тур II Всероссийского музыкального конкурса в ДФО по специальности «Камерный ансамбль» (номинации «Фортепианное трио» и «Струнный квартет»). Расскажите про сам конкурс, ведь он с успехом проводится уже второй год. В чем Вы видите роль такого масштабного конкурса?
Процесс профессионального становления музыканта сопровождается обязательным его участием в различных конкурсах. Традиция музыкальных состязаний восходит к глубокой древности, и к настоящему времени сложились очень известные и престижные конкурсы, в которых, к сожалению, не всегда имеют возможность принять участие одаренные музыканты. В связи с этим правительство Российской Федерации учредило Всероссийский музыкальный конкурс, который направлен на поиск и поддержку молодых дарований.
Он призван возродить традиции Всесоюзного конкурса музыкантов-исполнителей, который в свое время открыл миру имена Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Мстислава Ростроповича. Сегодня формат конкурса изменился, он не собирает в одном месте всех участников, а проводится рассредоточено по федеральным округам. Жюри, в состав которого входят выдающиеся музыканты-педагоги, прослушивает участников во всех округах и подводит итоги по результатам трех туров.
В Дальневосточном округе оргкомитет проводит конкурс в двух городах – Владивостоке и Якутске. В конкурсных прослушиваниях в нашем городе примут участие камерные ансамбли филармонии и Высшей школы музыки. Проведение конкурса в Якутске является для нас большой честью и своего рода признанием нашей республики как региона с высокой музыкальной культурой.
— Что Вы посоветуете родителям, которые хотят отдать своего ребенка в ВШМ? Есть ли конкурс на поступление? Чтобы поступить в музыкальную школу, нужна ли предварительная подготовка?
— Родителей сразу хочется предупредить, что Высшая школа музыки – это кузница профессиональных музыкантов, а становление музыканта – это стайерская дистанция, которая включает 11 лет обучения в школе и 5 лет в вузе. Образовательный процесс у музыкантов-исполнителей начинается с раннего возраста и должен быть непрерывным, так как связан с практическим чувственным и интеллектуальным постижением музыки, выработкой определенного комплекса психофизических качеств, необходимых для их будущей профессии.
Родители должны быть готовы к тому, что у ребенка будет почти тройная нагрузка – общеобразовательная школа с домашними заданиями, занятия музыкой с педагогом и самостоятельные занятия по освоению музыкального текста и оттачиванию техники. Многочасовые тренировки и формируют в музыкантах такие качества, как трудолюбие, терпение и упорство.
В первые годы деятельности школы были специальные выезды в районы республики для отбора музыкально одаренных детей. Сейчас, к сожалению, такой практики нет, но с целью выявления талантливых детей мы проводим республиканский конкурс «Новые имена Якутии» и Летнюю творческую школу.
— Очень интересно узнать про преподавательский состав ВШМ, бывают ли у вас мастер-классы известных российских и зарубежных преподавателей?
— Отчасти я уже говорила о преподавателях школы и об их творческих школах. Не упомянула я Валерия Федоровича Беляева (класс кларнета) и Ольгу Григорьевну Кошелеву (класс виолончели). Эти педагоги пользуются огромным авторитетом в своей профессиональной среде. Их выпускники сдают вступительные экзамены в Московскую консерваторию на десять баллов. Их методика работы с учениками вызывает большой интерес коллег-музыкантов, и они сами проводят мастер-классы в Москве, Новосибирске, Владивостоке.
А что касается мастер-классов для преподавателей и студентов школы, то с первого дня своей деятельности ВШМ практикует мастер-классы ведущих российских и зарубежных профессоров-музыкантов. Для музыкантов это – наиболее органичная форма повышения квалификации. Неслучайно мастер-класс как форма обучения, построенная по принципу «Я знаю, как это делать, и я научу вас», впервые сформировался именно в музыкальной педагогике.
Я помню, как в 80-ых годах прошлого столетия профессор Захар Брон, ныне широко известный в музыкальном мире скрипач и педагог, проводил мастер-классы в Новосибирской консерватории. И в этом учебном году мы запланировали мастер-классы и зарубежных и российских музыкантов-педагогов.
— Какие традиции есть в школе — старые и новые? Современная музыка звучит в стенах вашей школы? Ведь время не стоит на месте и сейчас идет смешение различных музыкальных стилей.
Замечательная традиция в школе – это классные концерты, то есть концерты классов педагогов. В музыкальных учебных заведениях, где учебный процесс строится в основном на индивидуальных занятиях, класс педагога – это особое явление. На занятиях по специальности педагог на инструменте показывает, как надо играть, чтобы добиться нужного звучания, получается, что происходит передача мастерства «из рук в руки» в прямом смысле. Для ученика школы педагог по специальности является непререкаемым авторитетом, который напрямую влияет на формирование его личности. В классе по специальности учатся дети разных возрастов, с преподавателем они общаются и занимаются почти каждый день, поэтому класс постепенно становится семьей.
Конечно, в учебных программах школы превалирует классическая музыка, но современная музыка тоже звучит на наших концертах. С этого года в школе начинаются «музыкальные среды» – по средам мы устраиваем концерты, творческие встречи, вечера и т.д.
Интересный проект хотим осуществить с Институтом музыки Университета Тромсо (Норвегия). Он как раз связан с музыкой, которую пишет современный норвежский композитор-экспериментатор. Пока не буду раскрывать секрет. Когда получится, тогда и будем говорить.
— Как привить ребенку любовь к классической музыке? К сожалению, ни для кого не секрет, что большинство современных детей проводят время с гаджетами.
Во-первых, любого человека формирует окружающая его среда. Ребенок не полюбит классическую музыку, если она не будет звучать дома, в других общественных местах. В Японии, например, классическая музыка звучит почти везде – школах, торговых центрах, лифтах. Во-вторых, на начальном этапе соприкосновения с музыкой не должно быть никакой «палочной» системы.
Помните, во время летнего конгресса по проекту «Музыка для всех» мы были участниками замечательных мастер-классов, когда педагог выступает не ментором, а вступает с ребенком в процесс сотворчества и игры? Я уверена, что такие занятия ребенок будет ждать с нетерпением, потому что творческое начало заложено в природе человека, оно есть в каждом ребенке.
— В завершение нашей беседы, Ваши пожелания ученикам Высшей школы музыки в новом учебном году.
Я хочу пожелать нашим ребятам максимальной творческой самореализации в этом учебном году, чтобы успешно выступили в конкурсах, концертах, мастер-классах, конференциях, и чтобы в начале лета они сказали себе: «Да, я вырос за этот год, я одолел сонату Бетховена или концерт Мендельсона».
Биографическая справка
Никифорова родилась в 1963 году в с. Малыкай Ленинского района ЯАССР. Училась музыке в г. Новосибирск, окончила среднюю специальную музыкальную школу при Новосибирской государственной консерватории им. М. И. Глинки и в 1989 году консерваторию с присвоением квалификации «музыковед, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин». Во время учебы в аспирантуре консерватории написала кандидатскую диссертацию на тему «Локальные традиции в музыке олонхо».
Никифорова защитила в 1995 году диссертацию в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург), она – эксперт Министерства культуры Российской Федерации.
1985-1989 гг. – лаборант хоздоговорных тем Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки;
1989-1990 гг. – младший научный сотрудник научно-исследовательского сектора Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки;
1990-1993 гг. – аспирант Новосибирской государственной консерватории им. М.И. Глинки;
1993-2008 гг. – ведущий специалист, главный специалист, начальник отдела Министерства культуры и духовного развития Республики Саха (Якутия);
2008-2015 гг. – проректор по научной и творческой деятельности Арктического государственного института культуры и искусств.
Никифорова в 1993 году была членом комиссии по разработке концепции и организации деятельности Высшей школы музыки Республики Саха (Якутия).
Никифорова – автор более 50 публикаций, посвященных анализу музыкальной характеристики основных образов якутского героического эпоса олонхо в различных локальных проявлениях, этномузыковедческому исследованию фольклора якутов, долган, эвенков, современным проблемам сохранения и актуализации традиционной культуры, вопросам развития театрального и музыкального искусства, образования в сфере культуры и искусства. Она организатор и участник более 20 музыкально-этнографических и комплексных экспедиций в районы Республики Саха (Якутия), Республики Алтай, Красноярского края, Магаданской и Читинской областей, Ханты-Мансийского автономного округа. Участвовала в комплексной экспедиции авторского коллектива академической 60-томной серии «Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока» СО РАН.
Никифорова Вера Семёновна является руководителем и участником грантовых проектов Фонда Сороса (1999), ЮНЕСКО (2000), Минкультуры РФ (2002, 2013), Минкультуры РС(Я) (2008, 2010), РГНФ (2010-2012, 2014);
В 2014 году проект АГИКИ и ИГИПМНС «Создание лаборатории комплексных геокультурных исследований Арктики» (руководители Е. Н. Романова, В. С. Никифорова) выиграл грант Российского научного фонда на сумму 30 млн. рублей на 2014-2016 годы.
Никифорова награждена знаком «Отличник культуры Республики Саха (Якутия)», знаком Российской Федерации «За достижения в культуре», почетными грамотами Министерства культуры РФ, Министерства культуры и духовного развития РС(Я), Профсоюза работников культуры РФ.
3 июля 2015 года кадровым решением Главы Республики Саха (Якутия) Е. А. Борисова Никифорова Вера Семеновна назначена ректором государственного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «Высшая школа музыки Республики Саха (Якутия) (институт) имени В. А. Босикова».