Больше ста тысяч человек стали обладателями абонементов Московской филармонии.
Многие названия раскуплены, что называется, «с концами». Пресс-секретарь директора Наталья Уварова говорит:
«Это не только успех филармонии, это скорее показатель, что классическая музыка становится все интересней людям разных поколений». Ведь сто тысяч, как пишут в социальных сетях в откликах на эту новость, как «целый российский город любителей музыки».
Московская филармония
Список абонементов Филармонии в новом сезоне обновлен. Теперь есть, например, «Опера!» (вечера с Владимиром Федосеевым, дирижирующим «Фаустом» Гуно, и с Владимиром Юровским – он представит «Ариадну на Наксосе» Штрауса). Есть два новых цикла московских театров: Большого и «Геликон-оперы». Как всегда, абонемент «Великие оратории». На этот раз – «Иван Грозный Прокофьева и редкий у нас Онеггер – «Жанна д’Арк на костре».
Еще одна гениальная оратория, но старинная («Мессия» Генделя) числится в цикле «Вершины мастерства. Барокко». Любителям Генделя (а их мало не бывает) частично предназначен абонемент «Оперные шедевры»: там дают «Тезея» – впервые в России.
Упомянем абонемент «Звезды мировой оперы в Москве». Звезд вообще будет достаточно, и не только в цикле «Звезды мирового фортепианного искусства», но и, например, концерт Юлии Лежневой (одной из лучших в мире исполнительниц барочного репертуара и музыки XVIII века) объявленный на 14 декабря… Возможно, она будет петь Генделя, диск с музыкой которого примадонна выпускает этой осенью.
Нельзя пропустить также «Шедевры и премьеры» – проект Московского камерного оркестра Musica Viva. В рамках этого абонемента особенно привлекает оратория Мендельсона «Павел» – редкость наших афиш.
Есть еще абонементы органные и виолончельные, гитарные и джазовые, программы молодых исполнителей и духовные песнопения, «Бетховен в зеркале эпох» и авторский цикл Геннадия Рождественского, «Ода святой Цецилии» Перселла и «Великие инструментальные концерты» – с любимцем публики Николаем Луганским.
А про уйму детских программ нечего и говорить – они в рекламе не нуждаются. Напомним, что, кроме зала имени Чайковского, теперь есть и зал на юго-западе Москвы – «Филармония»-2.
Московская государственная консерватория
Многие концерты в Консерватории посвящены 150-летию со дня ее основания. Предложены абонементы в честь Эмиля Гилельса и Мстислава Ростроповича, выступления победителей конкурсов имени Чайковского, два цикла «Камерных собраний», абонемент «Оперный диалог», несколько циклов пианистического и скрипичного искусства, «Вселенная Баха» и «Век Булеза».
Разумеется, детские абонементы, среди которых – любопытный цикл «Великие композиторы и из великие покровители». Здесь расскажут о музыке (и покажут старинные танцы) при дворе Людовика XIV, и поведают о творениях Гайдна для князей Эстерхази.
А 3 октября в Консерватории собирают деньги детям, больным ДЦП. Вечер под названием «Встань и иди» одновременно станет «празднеством оркестрового труда во имя благородной цели». Именно так назывался первый концерт Персимфанса (оркестра без дирижера), который состоялся в 1932 году в том же Большом зале.
Деятельность Персимфанса была возобновлена в 2008 году, после 65-летнего вынужденного перерыва. В программе вечера многие имена – от Вагнера до Прокофьева.
Московский международный Дом музыки
Сезон в Светлановском зале откроется выступлением фаворита публики. французского пианиста Люки Дебарга. Будет Рахманинов, концерт №2 для фортепиано с оркестром. И с необычным продолжением: демонстрацией фильма Чарли Чаплина «Малыш» с живым музыкальным сопровождением. В октябре Дебарг представит концерт, где прозвучат три его композиторских сочинения.
Камерный зал отметит Год кино концертом «Музыка российского кино». Автор идеи, пианист Алексей Гориболь, намерен включить в программу популярнейшие песни и киномузыку.
Шлягеры Шварца («Станционный смотритель», «Мелодии белой ночи», «Спасатель», «Надежда»), Таривердиева («17 мгновений весны», «Судьба резидента»), Десятникова («Закат», «Мишень», «Москва»), Гаврилина («Анюта»), Шостаковича («Овод»), Петрова («Укрощение огня», «Берегись автомобиля») и Бориса Чайковского («Подросток»).
Дом музыки пропагандирует широкий диапазон жанров музыки, вплоть до популярной. И предлагает музыкальные утешения испанского королевского двора, пермский балет Евгения Панфилова, вечер Софии Губайдулиной, аргентинское танго, музыку с поэзией Иосифа Бродского, «Кармен-гала» с солистами театра La Scala, романтический триллер «Русский Гамлет», вечера оперных примадонн – Альбины Шагимуратовой и Екатерины Семенчук и хиты The Beatles и Queen, а также многое другое.
Евангелический собор Петра и Павла
Это площадка, на которой часто звучит старинная аутентичная музыка и не только «церковная». Причем то, что играют в соборе, как правило, нигде больше не услышишь. Взять, например, октябрьские программы средневековой музыки. В этом году они включают среди прочего Песнопения св. Хильдегарды Бингенской из Дендермондской рукописи (XII в.), искусство инструментальной импровизации XIII века («Менестрель в Париже») и средневековые песни на латыни о любви земной и небесной («Абеляр и Элоиза»).
Но 1 октября здесь исполнят одно из наиболее значимых хоровых произведений конца двадцатого века – «Страсти по Иоанну» Арво Пярта. Причем впервые в России. Партитура со звучанием евангельской латыни – характерный для композитора стиль tintinnabuli («колокольчики»), или, как называет его автор, «добровольная бедность», создаваемая здесь вокальным квартетом в сопровождении двух струнных, двух духовых инструментов и органа.
Фестивали
Фестиваль «Опера априори» всегда приглашает музыкантов и солистов первой величины. На этот раз три концерта с февраля по апрель представят знаменитого контртенора Франко Фаджоли с ариями из опер Россини, европейскую музыку XVI века (с рефлексией на нее в веке двадцать первом) и две оперы, сходные по теме и настроению («Дева в башне» Сибелиуса – премьера в России, плюс «Кащей Бессмертный» Римского-Корсакова.)
Большой фестиваль РНО начнется совсем скоро – в сентябре. Это традиционный (седьмой по счету) проект Российского национального оркестра во главе с Михаилом Плетневым. И с роскошной программой: редчайшая в России опера Россини «Эрмиона», оратория Гайдна «Сотворение мира», «Иоланта» в концертном исполнении – и везде международные команды лучших вокалистов.
«Возвращение». Этот январский фестиваль будет праздновать юбилей – двадцатилетие. Программа пока держится в секрете. Но фестивальный принцип неизменен:
«Возвращение уехавших творцов для творчества на родине. Радостная встреча однокашников: почти все участники учились в Гнесинке. Нестандартные программы и возвращение в российский обиход незаслуженно подзабытых или малоизвестных партитур».
«Другое пространство». Фестиваль актуальной музыки с таким названием пройдет уже в пятый раз. Проект обеспечат Госоркестр имени Светланова и дирижер Владимир Юровский, который целенаправленно пропагандирует современное искусство.
В программе – десять композиторов ХХ и XXI веков, от Штокхаузена и Берио до Адамса и Уствольской, которые как будто сочиняли «музыку не для всех», но на самом деле их творчеством с каждым годом интересуется все больше людей.
P.S.
В нашем обзоре упомянута лишь малая часть событий нового сезона. Как видим, музыкальные залы столицы, на волне народного интереса, соревнуются в разнообразии. Концертов, несмотря на кризис – бескрайнее море. Сухой паек никому не грозит. Программы есть на любой возраст и вкус. Так что, сезон обещает быть занимательным.
Майя Крылова, teatral-online.ru