19 апреля 2024 в 19:00 в старинном зале Дома-музея М. Е. Ермоловой Государственного Центрального Театрального музея им. А. А. Бахрушина пройдет первый концерт из цикла “Архетипы. Ход времен меццо-сопрано Ольги Демак.
В первом концерте цикла прозвучат арии и дуэты самых известных французских композиторов XIX века и менее исполняемые в России шедевры французской музыки, обрамленные фортепианными произведениями.
Концерты объединены в цикл по принципу восприятия. Призваны расшифровать для нас способ прочтения и понимания классического оперного искусства как такового. Нахождение архетипического корня в любом искусстве помогает проникнуть далеко вглубь тех смыслов, что несут нам авторы вечных произведений в любой сфере человеческой мысли. А слова, линии, цвета и формы, звуки и эмоции- это лишь средства передачи тех самых смыслов.
Цитата А. Н. Майковой
“Роль архетипа связана с необходимостью человечества доводить до сознания содержание бессознательного”.
Обращение к человеческому самопознанию всегда проходило успешнее через формы искусства, осененные талантливым воплощением. Музыка в этом понимании наилучший проводник в сферы эмоций человека и его духа. Но непонимание на ментальном уровне ее образов, особенно в сценическом воплощении оперного жанра, привело нас к опустошению.
Цитата из текста программы:
“Почему же мы как дикие существа, гонимые ветром, забыли ценить. Читать между строк, слушать тишину светотени. Проникать всем существом в мир звуков природы и вибрацию мысли человеческой”.
Первый концерт цикла будет посвящен французской оперной музыке. Образы из великих музыкальных произведений оперного жанра, воплощенные с удивительной точностью и выразительностью, покоряющие человечество во все времена. Жрица Далила и царица Дидона, немилосердная Клитемнестра и древнегреческая поэтесса Сафо.
Ветхозаветная праматерь колен израилевых Лия. Маргарита, ярко вписанная в легенду о Фаусте. Преследующий нас, словно сама смерть, лик Кармен и не увядающей в нашем сознании образ женщины-воительницы. Кто они? Почему они переходят в истории человечества из одного произведения в другое. И воплощениям их нет конца. И, наверное, не будет…
Цитата из текста программы.
“Время течет, оно не останавливает свой ход. Лишь некоторые утверждают, что нашли выход”.
Автор цикла концертов Ольга Демак:
“Моё новое путешествие вглубь началось не совсем сейчас.
Меня настойчиво не отпускает мысль о том, что непопулярность оперного жанра в наше время не до конца связана со сложностью академической музыки, как многие думают, с пыльностью сюжетов, как многие утверждают, или с отсутствием достойного воплощения.
Всё больше копошась в пыльных клавирах, всё больше отделяя ремесло от искусства, я со временем начала понимать простую мысль: там, где живет наше непонимание или заблуждение, там нет света мысли и мы не можем обнаружить ничего нас интересующего, ничего поглощающего наши мысли и чувства. И нам начинает казаться, что в этом месте и вовсе нет ничего. Не странно ли это? Мы, которые никогда не видели солнца, научились о нем размышлять.
И вот я решилась на очень амбициозную идею: создать цикл концертов, объединенных одной мыслью: Архетипы, Ход времён.
Я решилась на это с одной единственной целью – попытаться разобраться самой и, возможно, объяснить желающим понять, что мы такое упускаем или упрямо отрицаем, когда не разделяем любви к вечным произведениям музыкального искусства, воплощенным в оперном жанре.
Ключ в прояснении смыслов. Ведь нам всем необходимо получать ответы на свои вопросы. И не прав тот, кто считает, что люди просто перестали ощущать потребность в ответах, потому что лишены вопросов. Нынешний человек ищет всё так же и находит или не находит. От этого напрямую зависит его жизнь.
Где же он ищет? Искусство, религия, жизнь? Повсюду, как и прежде. А поиск принимает лишь очередную новую форму: кино, информационный мир, виртуальные пространства.
Я не имею ничего против нового воплощения, но… разве они новы? На чём они основаны? Разве в основе не лежат всё те же довольно старые архаичные образы, символы и архетипы. Вот мы медленно и, надеюсь, не очень мучительно приплыли к тому, что сейчас представляется мне корнем.
Моё решительное представление об оперном жанре лежит именно здесь. В утверждении простой мысли, что воспринимать ОПЕРУ можно лишь через призму архетипов. Линза здесь не может быть иной. Архаичны при этом они или только ещё создаются нашим коллективным сознанием не так принципиально. И вопрос интерпретаций, декораций, замыслов и вкусов, так всех завораживающий, тоже не так принципиален. “Вы просто не умеете их готовить! “, как в том анекдоте про котов или лягушек.
Моё новое путешествие вглубь началось не совсем сейчас. Надеюсь, оно станет и вашим…”
Пресс-служба Дома-музея М. Е. Ермоловой