22 ноября 2013 года исполнилось сто лет со дня рождения Бенджамина Бриттена.
Бриттен сумел развеять музыкальный штиль, который установился после смерти барочного композитора Генри Пёрселла – целых три столетия Англия не могла похвастаться композитором такой же величины.
В Московской консерватории пройдут два концерта из юбилейных “Сезонов Бенджамина Бриттена в России”.
1 декабря 2013 года в Малом зале Московской Государственной Консерватории имени П. И. Чайковского исполнят “Кантикли” и ирландские народные песни Пёрселла в авторской обработке Бриттена. От “песен библейских” (так расшифровывается слово “кантикль”) можно было бы ожидать вполне традиционного, умеренного звучания, если бы их написал не Бриттен. Для композитора старые жанры и установки служат фундаментом, но не строгим правилом.
Чисто вокальную форму кантикля он смешивает с необычным инструментальным составом. Некоторые тексты для “Кантиклей” Бриттен берёт из английской поэзии, обходя стороной традиционную для этого жанра Библию: например, пятый и четвёртый “Кантикли” написаны на стихи поэта-модерниста Томаса Элиота.
Более того, каждый “духовный гимн” – это личная история из жизни Бриттена. Первые три “гимна” пропитаны идеями пацифизма, а пятый посвящён писателю Уильяму Пломеру. Похожим образом он поступает с песнями Пёрселла, обогащая музыкальными красками ХХ столетия.
Впервые в России на одну сцену поднимутся знаменитые английские певцы – баритон Питер Колман-Райт, контратенор Йестин Дэвис и тенор Иэн Бостридж. Дэвис, один из самых востребованных контратеноров наших дней, выступал в Королевском театре Ковент-Гарден, Ла Скала, Метрополитен-опера, пел с нидерландским королевским оркестром Консертгебау. Бостридж известен как один из главных исполнителей Бриттена – он записал многочисленные вокальные циклы, а также несколько версий грандиозного “Военного реквиема”.
Под стать звёздному вокальному составу – не менее известные музыканты-инструменталисты. Партию фортепиано исполнит Джулиус Дрэйк, выступающий на лучших концертных площадках мира и записавший несколько дисков вместе с Бостриджем. Также в концерте примут участие валторнист Ричард Воткинс и арфистка Елизавета Бушуева.
Бриттена при жизни признавали величайшим национальным оперным композитором. Его музыкально-драматические произведения идут в оперных театрах по всему миру.
А 8 декабря в Большом зале Консерватории впервые в России исполнят его последнюю оперу “Смерть в Венеции”. Авторство либретто принадлежит Мифанви Пайперу – по просьбе Бриттена он адаптировал одноимённую новеллу Томаса Манна.
В музыкальном отношении “Смерть в Венеции” – яркий пример позднего стиля Бриттена, которому свойственны лаконичные инструментальные составы. Впрочем, в опере есть место и экспрессивным моментам в духе Густава Малера (не случайно главный герой – писатель – назван тем же именем), и необычным инструментам. Так, в “Смерти” звучит гамелан – индонезийский перкусионный оркестр.
Партии главных героев споют Иэн Бостридж (тенор), Питер Колман-Райт (баритон) и Йестин Дэвис (контратенор). Сопровождать солистов будет Концертный симфонический оркестр Московской консерватории.
За дирижёрский пульт встанет легендарный дирижёр Геннадий Рождественский, друг Бриттена и пропагандист современной музыки. Рождественский дирижировал сочинениями Пуленка, Хиндемита, Шнитке в те времена, когда актуальная музыка была в глубокой опале.
Отечественный мэтр руководил Венским симфоническим и Стокгольмским Королевским филармоническим оркестрами, а также выступал с Берлинским филармоническим оркестром и Консертгебау. В сезоне 2000-2001 он был художественным руководителем Большого театра. За более чем шестидесятилетнюю карьеру дирижёр записал более 700 дисков и пластинок – среди всего прочего в его дискографии есть исполнения всех симфоний Брукнера, Глазунова, Прокофьева, Сибелиуса, Чайковского, Шостаковича.
Рождественского считают настоящим знатоком Бриттена. 22 ноября в Камерном музыкальном театре оперы им. Б.А. Покровского он руководил первой театральной постановкой “Блудного сына”. Премьера “Смерти” пройдёт по горячим бриттеновским следам – первое исполнение рискует стать эталонным.