Новой версией оперы “Воццек” ее авторы Дмитрий Черняков и Теодор Курентзис намерены воспитывать публику, привыкшую к классической форме.
Накануне премьеры спектакля, которая пройдет 24-26 ноября в Большом театре, они рассказали о том, что ждет зрителей.
Опера «Воццек», пользующаяся огромной популярностью в Европе, практически забыта в России. Прежде чем попасть на столичную сцену, опере пришлось ждать почти столетие.
Первый и единственный раз «Воццека» ставил в России Сергей Радлов в Государственном академическом театре оперы и балета, или просто ГАТОБе (так назывался тогда Мариинский театр) в 1927 году.
Прежде всего, дело в том, отечественные слушатели, привыкшие к оперной классике XIX в., с трудом осваивают оперную музыку начала ХХ-го. И, кроме того, музыка Албана Берга действительно очень сложная. Композитор работал в стиле так называемого «шпрехштимме» (в переводе с немецкого «пение как речь»). Берг не признавал привычного для меломанов деления на арии, хоры и речитативы. Музыка в «Воццеке» по ритму напоминает человеческую речь.
Стараясь уйти от стереотипной оперной «красивости», Берг выбрал для «Воццека» сюжет из криминальных хроник XIX в. Рядовой, измученный издевательством высшего начальства и ревностью, убил свою возлюбленную и в 1824 г. был казнен. Об этом написал пьесу немецкий драматург Георг Бюхнер, а Берг, сочинявший оперу с 1914 по 1922 гг., приблизил ее к своему времени (как раз в тот момент шла Первая мировая война).
«Нужно воспитывать публику»
Постановкой «Воццека» на сцене Большого театра занимаются дирижер Теодор Курентзис и режиссер Дмитрий Черняков. Оба известны своими талантливыми оперными постановками, потрясающим музыкальным чутьем и убеждением, что оперное искусство должно быть предельно современным.
Выступление Курентзиса на пресс-конференции, посвященной новому проекту, напоминало манифест. Дирижер убежден, что без Албана Берга не было бы Дмитрия Шостаковича, да и всей новой музыки нашего столетия. «Зрители в России очень любят современный театр, здесь появилось хорошее современное кино, странно, что современной оперы здесь просто нет, – отметил дирижер. – Нужно воспитывать публику, приучать ее слушать современную музыку».
Когда этой музыкой дирижирует Курентзис, звучание оркестра наполнено мощной энергетикой. Когда этот дирижер берет в руки палочку и становится за пульт, слушатели мгновенно понимают, что музыка XX столетия написана не для ученых и музыковедов, и вызывает живой отклик в зрительном зале. Курентзис считает, что исполнение «Воццека» в Большом театре «станет большой и серьезной акцией и для нашего прошлого, и для нашего будущего».
Свежий взгляд на классику
Режиссер Дмитрий Черняков славится своим умением сделать любое классическое произведение современным. Обычно он переносит действие опер в ХХ столетие. Его Тристан и Изольда из одноименной оперы, поставленной в Мариинском театре, плыли не на корабле, а на субмарине.
Его осовремененный «Евгений Онегин», поставленный в Большом театре, настолько отличался от классического прочтения, что расколол зрителей на два лагеря. Одни, как Галина Вишневская категорически не приняли версию Чернякова, где дуэли Ленского и Онегина просто не было (Ленский застреливал себя сам), а Онегин в последнем акте выглядел аутсайдером и «лишним человеком». Другие встретили ее восторгом.
Можно не сомневаться, что постановка «Воццека» тоже будет современной. «Я жду, что произведение, которое многих пугает, изменит восприятие слушателей с настороженного на восхищенное» – сказал Черняков GZT.RU.
Партии Воццека и его возлюбленной Марии исполняют в двух составах приглашенные западные солисты: немецкие баритоны Георг Нигль и Мариус Айхе, сопрано Марди Байерс из США и меццо-сопрано Елена Жидкова, уехавшая на Запад после окончания Санкт-Петербургской Консерватории. Все они уже пели в этой опере Берга и знакомы с его музыкой не понаслышке.
В Большом театре тоже есть певцы, которые могут исполнять музыку Берга. Они удачно дополняют оперный ансамбль, исполняя все роли второго плана. Первая после долгого перерыва постановка «Воццека» включена в программу фестиваля NET (Новый европейский театр), который стартует 14 ноября, и наверняка станет одним из ярких событий нынешнего сезона.
Ольга Романцова, “Газета”