Латвийская Национальная опера стала одним из тех мировых музыкальных театров, с которыми у Большого театра складываются все более близкие взаимоотношения.
Дружественные компании охотно делятся достижениями (в рамках обменных гастролей) и даже творческими силами – например, в лице главного приглашенного дирижера ЛНО Гинтараса Ринкявичюса.
В ГАБТе он поставил балет “Ромео и Джульетта”, вел спектакли “Пиковая дама” и “Богема”.
Четыре года назад латвийская труппа привозила в Большой “Альцину” Генделя и “Аиду” Верди, чтобы похвастаться широтой интересов. Хотя рижская “Альцина” вовсе не “аутентична”, в репертуаре ГАБТа, к примеру, вообще нет барочных опер.
С современной оперой в ЛНО тоже дело поставлено чуть шире – в афише несколько наименований (в том числе две оперы Яниса Лусенса), которым Большой может противопоставить лишь “Детей Розенталя”. И певческие кадры в ЛНО неслабые, есть что показать.
На этот раз рижане преподнесут москвичам две работы гендиректора ЛНО Андрея Жагарса – “Леди Макбет Мценского уезда” Шостаковича (17-18 октября) и самую свежую новинку – “Кармен” Бизе (20-21 октября).
В прошлом драматический актер, Жагарс проявил себя незаурядным бизнесменом и интендантом, а с недавних пор и самобытным оперным режиссером. Он дебютировал на этом поприще пять лет назад, и сегодня у него в активе шесть постановок, в числе которых неординарный спектакль “Набукко” в колобовской “Новой Опере”.
За пульт оркестра вновь встанет Гинтарас Ринкявичюс, герой прошлых гастролей. В “Леди Макбет” он выступил дирижером-постановщиком, “Кармен” готовили его коллеги Карел Марк Шишон и Мартинс Озолиньс.
Премьера “Кармен” состоялась в Риге на днях, и для нас она станет полнейшим сюрпризом. “Леди Макбет” идет в театре с января прошлого года и успела прославиться особой дерзостью, с которой постановщики вторглись и в музыку, и в сюжет, и в текст, где появились слова из современного лексикона.
Впрочем, если дерзость художественно оправдана, она не мешает, а лишь помогает творческому акту стать культурным событием. Остается лишь в этом убедиться.
Татьяна Давыдова, “Московские новости”