Премьера музыкально-хореогафического спектакля о Любви и ревности от артистов камерного оркестра “Виртуозы Москвы” и театра “Балет Москва”. Музыка И. С. Баха, Р. Штрауса и А. Шёнберга звучит в акустической стерео-обработке звукорежиссёра Арсения Филина.
Кажется, всё давно уже сказано о любви. А когда кончаются слова — приходит музыка. Музыка и балет — виды искусства, самые далёкие от слов, и потому именно на языке музыки и современного танца можно точнее, пронзительнее всего говорить о любви.
В основу новой работы балетмейстеров Анастасии Кадрулевой и Артема Игнатьева положена романтическая музыка Арнольда Шенберга, написанная композитором под глубоким впечатлением от стихотворения Рихарда Демеля:
“Шагают двое сквозь замерзший лес;
Луна им освещает путь с небес…
Ложатся тени черными зубцами,
И женский голос говорит:
Я жду ребенка, он не твой.
Простишь ли ты мне грех такой?
Мужчины голос ей в ответ звучит:
Пусть разговор о малыше
Не ляжет камнем на душе.
Взгляни вокруг, прекрасно мирозданье,
Мерцает и блестит небесный свод.
Хоть впереди простор холодных вод,
Но собственным теплом, своим дыханьем
С тобой друг друга будем согревать,
И станет нам родным чужой малыш.
Ты мне, ты от меня его родишь.”
Двадцатичетырёхлетний Арнольд Шёнберг написал струнный секстет “Просветлённая ночь” в 1899 году. Конец эпохи, поздний романтизм, доведённый до совершенства язык красоты и сильных чувств. Совсем скоро мир рухнет в XX век, музыка отбросит прежние законы гармонии и сам Шёнберг станет разрушителем старого, изобретателем новых систем.
Томас Манн в “Докторе Фаустусе” отдаст главному герою открытие Шёнберга — двенадцатитоновую систему, хотя сам Шёнберг будет всячески отрицать сходство с Адрианом Леверкюном.
Балет на эту музыку, поставленный Анастасией Кадрулёвой и Артёмом Игнатьевым – камерный, на сцене всего три человека: артисты театра “Балет Москва” Мария Бодрова, Илья Романов и Алексей Нарутто.
Он, Она и Фатум, злой рок. Окажется ли их любовь сильнее?..
Уникальность проекта и в том, что сама его идея исходила именно от музыкантов. Так что они не просто исполнители, а настоящие действующие лица этого необыкновенного разговора без слов о любви и удивительном устройстве нашего мира.
Основа спектакля – музыка Шёнберга, Баха и Рихарда Штрауса, наверное, впервые в истории классической музыки исполняемая с использованием акустической системы пространственного звучания, создающей из голосов шести инструментов симфонический объём и позволяющей использовать большой спектр звуковых эффектов, бережно сохраняя при этом тонкие оттенки звука струнных. Звукорежиссером спектакля выступит Арсений Филин.
Акустическая система, которой он будет управлять, позволяет не только создавать любую акустику в зале, но и перемещать точку фокусировки звука в любое место пространства, ограниченного колонками. Фактически это новый этап в развитии моно-, стерео-, квадрофонии, позволяющий добиваться психоакустических эффектов, вызывая подсознательные реакции психики.
На концертах классической музыки современному человеку, имеющему «клиповое», быстрое мышление, бывает трудно долго удерживать внимание, ему становится скучно. И это действительно проблема восприятия классики современным слушателем.
Музыканты ансамбля “Alter Ego” и звукорежиссер Арсений Филин предлагают решить её благодаря организации театрального действия. Правильно организованное в пространстве звучание даёт эффект, к примеру, разговора двух инструментов из разных углов зала.
Звук скрипки, как в кинотеатре, может появиться с самой неожиданной стороны или, например, «пролететь» над головами слушателей справа налево. Иными словами, есть большой простор для создания эффектов, позволяющих удерживать внимание слушателя.
Таким образом исполнители надеются привлечь людей, не понимающих и не воспринимающих классическую музыку в обычном формате академического концерта.
Это сочетание великой музыки, мастерства музыкантов из «Виртуозов Москвы», богатого пластического языка артистов театра «Балет Москва» и современных технологий позволяет перенести слушателя внутрь действия и строить Историю Любви из чувств и переживаний каждого присутствующего в зале.
В зале возникнет атмосфера, которая даст шанс зрителю вырваться из круга ежедневных забот и мыслей, погрузиться в мир тонких чувств, взглянуть на себя с непривычной точки зрения. Артисты превратят пассивного слушателя в соучастника действия. Сделав первый шаг в это пространство, вы ощутите его своим. А покинув – никогда уже не будете прежним.
Пресс-служба театра “Балет Москва”