22 июня 2021 в Большом зале Петербургской филармонии прозвучит неразрывно связанная с событиями Великой Отечественной войны Седьмая «Ленинградская» симфония Шостаковича.
Легендарную блокадную премьеру партитуры 9 августа 1942 года в осажденном Ленинграде, в Большом зале филармонии, осуществил под управлением Карла Элиасберга Большой симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета, ныне – Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии. 22 июня этот же коллектив в том же зале исполнит Седьмую симфонию Шостаковича под управлением Владимира Альтшулера.
Эта программа завершит исторический цикл концертов, посвященный 90-летию Академического симфонического оркестра. Также концерт войдет в программу XV Международного фестиваля «Музыкальная коллекция», посвященного 100-летию Петербургской филармонии. В этот вечер пройдет чествование музыкантов Академического симфонического оркестра.
Ранее в программе фестиваля состоялись концерты, посвященные чествованию Заслуженного коллектива России и представителей административно-технического персонала филармонии: традиция концертов-чествований восходит к первым годам работы Петроградской филармонии.
Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – одна из величайших партитур XX века, прославляющая подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. История ее создания и исполнения неотделима от истории Ленинграда – Санкт-Петербурга, филармонии и ее симфонических коллективов.
Легендарный концерт 9 августа 1942-го года, на котором симфония прозвучала впервые, стал символом подлинного мужества и силы духа. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии был включен свет, хрусталь люстр сверкал пронзительно и торжественно, выступление транслировалось из переполненного зала на улицы Ленинграда и за его пределы, безопасность изможденных блокадой музыкантов и слушателей обеспечивал огонь артиллерии Ленинградского военного округа.
«Грозные контрбатарейные орудия прикрывали собой не менее грозное оружие – музыку Шостаковича,
– писал Евгений Линд, создатель музея Седьмой симфонии,
– Ни один снаряд не упал на Площадь Искусств, но зато на головы врага из радиоприемников, репродукторов потрясающим всепобеждающим потоком обрушилась лавина звуков, доказав, что дух – первичен. Это были первые залпы по Рейхстагу!».
Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии отмечает 90-летие в 2021 году. Цикл, посвященный этой дате, объединяет программы, звучавшие в Большом зале филармонии под управлением дирижеров, в разные годы возглавлявших оркестр. Цикл открылся 31 января программой Н.С. Рабиновича, прозвучавшей под управлением Василия Синайского, солистом выступил пианист Никита Мндоянц.
2 марта программой из сочинений, звучавших под управлением А.К. Янсонса, продирижировал Николай Алексеев, солист – Айлен Притчин. 30 марта сочинения, исполнявшиеся в разные годы под управлением А.С. Дмитриева, прозвучали под управлением Владимира Федосеева, солист – Алексей Массарский.
Билеты на концерт 22 июня доступны в кассах и на официальном сайте Петербургской филармонии.
«Каждая филармония уникальна по-своему. Петербургская – это прежде всего великие традиции: в 2021 году мы отмечаем 100-летие концертной организации – этой дате посвящены нынешний и следующий концертные сезоны – но история ее восходит много дальше, к XIX-началу XX века, когда в Зале Дворянского собрания (ныне Большой зал филармонии) выступали величайшие музыканты своего времени – Лист, Берлиоз, Вагнер, Дворжак, Рубинштейн, Чайковский, Римский-Корсаков, Рахманинов, Скрябин.
Еще одна неповторимая черта Петербургской филармонии – в том, что она объединяет два симфонических коллектива: старейший в стране Заслуженный коллектив России, ведущий историю от 1882 года, когда по повелению Александра III был учрежден Придворный музыкантский хор, и Академический симфонический оркестр, созданный в 1931 году как концертный ансамбль Ленинградского радиокомитета. Именно он – еще не будучи филармоническим – 9 августа 1942 года осуществил в осажденном Ленинграде, в Большом зале филармонии, знаменитую “блокадную” премьеру Седьмой “Ленинградской” симфонии Шостаковича под управлением Карла Элиасберга»,
– рассказывает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии.
Постоянная публика Филармонии хорошо знает и любит оба коллектива, но нередко бывает, что вне филармонической среды их названия путают, не понимают разницы между ними, иногда даже думают, что оркестр в филармонии один.
«Представляя себе историю оркестров и ориентируясь в их репертуаре, перепутать один с другим невозможно,
– говорит заместитель художественного руководителя филармонии, – Заслуженный коллектив России сохраняет стать и манеру придворного оркестра, исполняет прежде всего признанные шедевры.
Академический симфонический оркестр в силу того, что первые десятилетия его работы проходили в живом радиоэфире, требовавшем стремительного освоения широчайшего репертуара, в том числе – и исполнения только что написанной музыки, до сих пор сохраняет эту поразительную гибкость, стилистическую разносторонность, открытость новому, каждый сезон исполняя современные сочинения – например, в сезоне 2020/2021 оркестр исполнил Cимфонию № 34 Слонимского, Концерт для фортепиано с оркестром Пендерецкого, Четыре пьесы для оркестра Шельси, прошел концерт, посвященный 90-летию со дня рождения Андрея Петрова, в исполнении коллектива звучала музыка Адамса и Радвиловича».
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии