21 апреля 2024 в Московском международном доме музыки состоится концерт струнного оркестра Luminis Artis. Начало концерта в 19:00.
У природы всего четыре больших декорации — времена года, вечно одни и те же актеры — солнце, луна и прочие светила, зато она меняет зрителей.
Антуан де Ривароль
Что может быть нового во временах года? Казалось бы, уже столько раз мы наблюдаем эту бесконечную смену сезонов. Мы точно знаем, что за весной будет лето, а за осенью – зима. Снег тает, появляется трава и зелёные листочки, а на смену золотистым кронам деревьям вновь приходит снежное покрывало. Этот природный цикл повторяется из года в год, он был до нас, будет после нас.
Идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у Вивальди во время его путешествия по Италии в 1713 г. Вивальди удалось запечатлеть в звуках неповторимые краски венецианской весны, ее летние контрасты, спокойствие и торжественность осени, мягкость зимы. Но содержание цикла Вивальди несколько богаче, и не ограничивается только лишь природным сюжетом, исследователи творчества композитора соотносят их с четырьмя регионами Италии, расположенными по четырем сторонам света – восходу соответствует Венеция, полудню – Неаполь, вечеру – Рим, а полуночи – Болонья.
Но это не все подтексты, которые можно найти в музыке рыжеволосого священника. С этими аллегорическими портретами четырёх времён года из опуса №8 «Спор гармонии с изобретением» ассоциируются и четыре периода человеческой жизни – детство, юность, зрелость и старость. Такие побочные смыслы были весьма характерны для времени барокко.
Вторым знаменитым циклом, представленном на концерте, станут «Времена года в Буэнос-Айресе» мастера аргентинского танго Астора Пьяццоллы.
250 лет отделяют «Времена года», написанные итальянцем Антонио Вивальди, от «Времен года в Буэнос-Айресе» аргентинца Астора Пьяццоллы.
«Cuatro Estaciones Porteñas» Пьяццоллы повествуют не о смене сезонов в классическом понимании, а о разных периодах жизни жителя окраины Буэнос-Айреса, проходящем на фоне сменяющихся картин природы. Прилагательное porteño относится к тем, кто родился в аргентинской столице.
С помощью языка танго Пьяццолла рисует богемный образ Буэнос-Айреса, выражение души города. Чувство одиночества и холода в Invierno Porteño прерывается сильными импульсами. В Primavera Porteño мы слышим первую любовь. Город возрождается после зимы. Влюблённые на улочках. Запах цветов наполняет город. Прогуляемся по этому городу, вдохнем его национальный колорит, услышим шорох собственных шагов в звуках палой листвы в свободной транскрипции Леонида Десятникова с цитатами из оригинального цикла Вивальди, а с учетом различия сезонов, противоположных в северном и южном полушариях, обнаружим в «Verano Porteño» элементы «L’Inverno» («Зима») Вивальди.
Солирующие партии для Вас исполнят лауреаты международных и всероссийских конкурсов Денис Гасанов, Марина Шиганова и Алевтина Пшеченко.
Не откажите себе в удовольствии пережить времена года на двух континентах с высококлассными молодыми музыкантами и струнным оркестром «Luminis Artis».
Пресс-служба “Luminis Artis”