Может ли академическая музыка быть смешной? Классик современной музыки Родион Щедрин не первый и не последний композитор, в арсенале которого одним из самых сильных «средств» оказываются комические эффекты, достичь которые едва ли не сложнее, чем накала страстей и драматизма.
Маэстро Юрий Темирканов не без оснований считал, что
«очень хорошим чувством юмора обладают только Гайдн, Прокофьев и Щедрин».
По собственным словам Родиона Константиновича, он любит пошутить, поскольку русский человек по природе своего естества не может прожить без юмора и иронического отношения к жизни.
Интересно, что музыкальным юмором он реагировал на огромное количество интересных жизненных ситуаций, о которых пойдёт речь на лекции.
- Услышал в глухой деревне трагикомичную частушку про Ленина? – Есть повод написать концерт для оркестра, основанный на этом якобы «простецком» жанре!
- Его супругу Майю Плисецкую не пустили в кинотеатр? – Появилась «Бюрократиада».
- Против России начали вводить санкции? – Значит об этом расскажет один из двенадцати месяцев в опере «Рождественская сказка».
И комизм у Щедрина всегда не только сюжетно убедителен и остроумен, но и мастерски сделан с точки зрения композиторской техники.
Сергей Буланов – автор кандидатской диссертации «Комическое в музыкальном театре Родиона Щедрина», в содержании которой разобраны почти все произведения «с двойным дном» и проанализировано, как именно Щедрин, отталкиваясь от свойств русского языка и своеобразия лексики русской литературы, еще больше усиливает комические свойства в избираемых сюжетах.
Главный вопрос лекции будет таким: как композитору по законам той самой частушки удается показать нам «шутливое в глубоком и глубокое в шутливом», что не всегда лежит на поверхности и о чем иногда нам все же стоит задумываться.
Лекция состоится 1 декабря 2024 в 15.00. Адрес проведения – деловой квартал “Красная Роза”, бизнес центр “Демидов” Москва, ул. Тимура Фрунзе, д. 11, стр. 1.
Пресс-служба проекта “Нефилим”