25 октября 2017 в 19:00 в Доме-Музее А. Н. Скрябина и 26 октября 2017 в 20:00 в Санкт-Петербурге (Музей современного искусства Эрарта) состоится премьера «Разрывая тишину. Без стука».
Дагмар Слагмолен вершит кинетическую революцию на музыкальной сцене. Она вовлекает академических музыкантов в движение, открывая новый нарратив, придавая музыке визуальное измерение.
В постановках Дагмар музыканты становятся актерами и блистательно исполняют произведения великих композиторов. Соединение музыки и пластики позволяет раскрыть глубокие социальные и личные смыслы.
Первое отделение программы получило название “Без стука”. Его представят блестящие музыканты Мария Немцова (фортепиано) и Виталий Ватуля (саксофон), создатели гуманитарного проекта “Музыка за мир” и вдохновители фестиваля Re:Formers.
Это своего рода прелюдия, которая позволит сделать шаг от восприятия звучащей авангардной музыки к расширению сценических возможностей музыкантов, которое предлагает Дагмар Слагмолен.
В первом отделении прозвучат три знаковых произведения для саксофона и фортепиано.
Нина Шенк «Импульсы» (Impetus) в 4-х частях, 2006. Используя различные современные техники игры на саксофоне и подготовленное фортепиано, Нина сочетает абстрактность со строгой формой, симметричные фигурации с шокирующей смелостью.
Арво Пярт «Зеркало в зеркалах» (Spiegel im Spiegel), 1978. Изящная музыкальная загадка, сочиненная в коронном «пяртовском» стиле белого минимализма. Композитор использует для описания стиля термин tintinabuli («колокола»). Tintinabuli – это точное математическое соединение мелодии и аккомпанемента в единое целое по загадочной формуле 1+1=1.
Вильям Олбрайт «Соната для саксофона и фортепиано в 4-х частях», 1984. Для дуэта саксофона и фортепиано эта соната – одна из наиболее важных. Полифония и минимализм, сочетание сложнейших приемов и техник игры на инструментах, смелые стилевые решения здесь находятся внутри строгих рамок музыкальной формы.
Второе отделение программы — нашумевшее в Европе концертно-театральное представление “Разрывая тишину” (Breaking the Silence), созданное проектом Via Berlin совместно с квартетом саксофонистов Berlage (Berlage Saxophone Quartet, Нидерланды).
Дагмар Слагмолен участвует здесь и как режиссер, и как исполнитель, беря на себя одну из центральных ролей. Эта постановка исследует сложные взаимоотношения между свободой и защищенностью, риском и безопасностью, искусством и государством, рассказывая историю о любви во времена диктатуры. Как могут люди оставаться вместе, не имея возможности помочь друг другу в осуществлении мечты?
В спектакле звучат произведения Шостаковича (Струнный квартет №8) и Лигети (Musica Ricercata), написанные в тоталитарную эпоху. Музыка, которая будет исполнена в специально сделанном переложении для квартета саксофонов, является неотъемлемой частью этого представления.
Кроме того, в программе будут сыграны оригинальные композиции приглашенного альт-саксофониста Петера Вига, отец которого прожил в коммунистической Венгрии тридцать лет. Виг написал несколько произведений, в которых музыка переплетена с текстом, специально для записи на магнитофон. Эти композиции будут служить интерлюдиями между произведениями классиков.
Театральное действие и исполнение музыки в проекте являются равнозначными способами рассказать историю. При этом классическая музыка — не только лейтмотив, но и главный герой спектакля. Текст дает лишь канву истории, в то время как ее художественный смысл передается визуальными образами и посредством звучания.