Особое место среди музыкальных фестивалей Европы принадлежит ROF – Россиниевскому оперному фестивалю, проходящему ежегодно в августе месяце в Пезаро, родном городе великого Джоакино Россини.
Предстоящий фестиваль будет уже ХХХV по счёту. Фестиваль существует с 1980 года. Основателем и художественным руководителем фестиваля является маэстро Альберто Зедда, уникальный исследователь, интерпретатор и популяризатор творчества гениального Джоакино Россини.
Маэстро Альберто Зедда – легендарная личность. Его имя ассоциируется с именем Россини. Альберто Зедда – признанный мировым музыкальным сообществом ведущий специалист и глубокий знаток музыкальной культуры Италии и особенно творчества великого Джоакино Россини.
Именно Альберто Зедда вернул к жизни первоначальное звучание многих произведений Россини, испытав на себе яростное сопротивление тех, кто не хотел что-то менять в своём исполнении, не хотел переучиваться, возвращаться к первоисточнику.
Маэстро Альберто Зедда выиграл этот бой, победил в этой схватке. Его поправки, а, вернее, реставрации нотных записей произведений Джоакино Россини были признаны мировым музыкальным сообществом и приняты к исполнению.
Работа маэстро Альберто Зедды была сродни кропотливой работе мастера, восстанавливающего драгоценное полотно картины, принадлежащей всему человечеству. Понятно, что для такой работы требуются особые, глубокие познания, но ещё и особенное чувство гармонии, определяющее целостность представления о стиле великого композитора.
Совершенно уникальное явление представляет собой искусство интерпретации произведений Россини в дирижёрской практике Альберто Зедды. За пультом мировых оркестров появляется маленький, очень серьёзный человек и, взмахнув дирижёрской палочкой, он овладевает вниманием огромных залов, ведя за собой музыкантов, причём, без каких-либо видимых усилий. Так, во всяком случае, это выглядит. Это загадка, как всегда загадка само высокое искусство. Это от Бога!
Основная идея фестиваля – исполнение неизвестных широкой публике произведений Россини.
У фестиваля существует своя весьма взыскательная аудитория, знающая толк в исполнении произведений Россини, имеющая представление о том, что именуется бельканто, сведущая в вопросах исполнительского стиля. На фестивале царит атмосфера высокого интеллектуального общения. Это среда единомышленников, совершающих паломничество в прекрасный мир высокого искусства.
Фестиваль сложился и утвердился благодаря высочайшему уровню исполнительского искусства, как певцов, так и музыкантов.
Небольшой курортный городок на берегу Адриатического моря с каждым годом собирает всё больше и больше публики, желающей посетить оперные спектакли ROF. Фестиваль объединяет не только исполнителей высочайшего уровня, но и музыковедов, теоретиков искусства.
В рамках фестиваля работает Академия Россинианы для молодых певцов, которой руководит маэстро Альберто Зедда. Весомым вкладом фестиваля в мировой культурный процесс является увеличение постановок опер Дж. Россини на мировых оперных сценах. С 90-ых годов прошлого столетия, когда упростилась процедура пересечения границ для наших сограждан, устремились туда и любители музыки из России.
Впервые музыка Россини, перешагнув границы, пришла в Петербург и Москву, в великосветские салоны и Императорские театры ещё в 1821 году. Исполнялись оперы на языке оригинала итальянцами, оперными труппами, приехавшими из тёплой Италии в заснеженные, холодные российские столицы. Далёк от нас 1821 год, тем интереснее найти следы пришествия чудесной музыки в наши края. Где, когда, при каких обстоятельствах это случилось? Может, в литературе запечатлено это событие?
Да, действительно, отразилось это событие в стихах нашего гения А.С. Пушкина в романе “Евгений Онегин”. Именно в то время в Одессе находился в Южной ссылке поэт Александр Пушкин, высланный из Петербурга царём за «возмутительные стихи».
«Упоительный Россини» – такими словами отметил поэт свою встречу с великой музыкой композитора в 8-ой неоконченной главе романа, названной “Путешествие Онегина”. Удивительно, как точно поэт уловил и передал словами всё то, что составляет своеобразие и суть музыки гениального Россини. Для этого понадобилось 14 строк, но каких!
«Но уж темнеет, вечер синий,
Пора нам в оперу скорей:
Там упоительный Россини,
Европы баловень – Орфей.
Не внемля критике суровой,
Он вечно тот же, вечно новый,
Он звуки льёт – они кипят,
Они текут, они горят,
Как поцелуи молодые,
Все в неге, в пламени любви,
Как зашипевшего Аи
Струя и брызги золотые…»
Так началась русская Россиниана. Оперы Россини навсегда поселились в русских оперных театрах и не только в столичных. Оперные партии, написанные Россини, трудны для исполнения. Эта музыка именуется виртуозной и подвластна тем исполнителям, которые овладели приёмами бельканто.
Разумеется, и это справедливо, лучшими исполнителями итальянской оперы были и остаются итальянские певцы. Постичь стиль произведений Россини, приблизиться к эталону бельканто молодым певцам помогает, даёт напутствие школа Россинианы, существующая в Пезаро. Именно сюда слетаются со всего мира певцы, страждущие постичь эти тайны.
Представилась уникальная возможность задать несколько вопросов самому маэстро Альберто Зедде.
— В чем заключается, по Вашему мнению, главная идея ROF?
— Россиниевский оперный фестиваль призван не только представлять качественные постановки, но и искать загадку театра rossiniano, потому что музыка подразумевает выход далеко за пределы того, что слова спеты и содержание будоражит. ROF призван демонстрировать универсальность и богатство этого великого композитора и, вместе с тем, ROF должен стимулировать научные исследования для разработки кодекса выразительных музыкальных и живописных средств.
Такого рода исследования помогут выявить заряд творчества Джоаккино Россини. ROF выполняет уставные обязательства распространять знания о гении Италии, стремясь воспитать в горниле своей академии певцов, имеющих представление о специфике этого автора, который отличается от всех других композиторов оперы.
— Каково Ваше мнение о русских певцах, участвующих в ROF?
— Россиниевский оперный фестиваль является организацией, которая имеет пропорционально наибольшее число исполнителей из России, певцов и дирижеров. Музыка Россини нуждается в красивых, выразительных, сильных голосах. Сегодня лучшее качество приходит из России и республик бывшего СССР.
Это означает, что в России преподавание музыки и пения поддерживается на очень высоком уровне. Кандидатов из России много, и многие из них, кто сделал первые шаги в Пезаро, в настоящее время являются звездами первой величины.
— Собираетесь ли Вы быть в Москве?
— В Москве будет исполнена концертная версия оперы Дж. Россини “Танкред” в сентябре 2014 года. Пройдут мастер-классы с молодыми учениками школы Большого театра, института, который я посетил, когда руководил исполнением оперы “Севильский цирюльник” в Музыкальном театре Станиславского. У меня осталось очень хорошее впечатление от профессиональной подготовки студентов, а также от высокого качества преподавания.
Да, действительно, многие современные оперные звёзды не только проходили школу Россинианы в Пезаро, но и продолжают совершенствовать своё мастерство, выступая в постановках ROF. Так, оперная звезда, колоратурное сопрано Ольга Перетятько постоянно участвует в оперных фестивалях в Пезаро. Кстати, в опере «Танкред» Дж. Россини в Москве, об исполнении которой рассказал маэстро Альберто Зедда, сопрано Ольга Перетятько исполнит главную партию.
Свой артистический путь начинала в Пезаро на фестивале ROF восходящая оперная звезда, солистка Венской Оперы, меццо-сопрано Алиса Колосова. Именно она является сейчас, по мнению специалистов, лучшей исполнительницей итальянской барочной музыки.
Этому, без сомнения, способствовали уроки школы Россинианы в Пезаро. В Москве любители оперы надеются услышать Алису Колосову в партии Кармен на сцене Большого Театра.
Один из лучших современных теноров, звезда оперного Олимпа Дмитрий Корчак практически ежегодно участвует в спектаклях ROF. Совсем скоро ему предстоит открыть фестиваль исполнением главной партии в опере Дж. Россини «Армида».
Завершится фестиваль исполнением «Маленькой торжественной мессы» Дж. Россини, в которой партию тенора исполнит Дмитрий Корчак. За дирижёрским пультом будет стоять маэстро Альберто Зедда.
Практически в каждой постановке фестиваля участвуют исполнители из России. Этому уникальному явлению можно оказаться свидетелем, приехав в Пезаро, на родину великого Джоакино Россини.
Собираются на фестиваль и студенты Молодёжной Оперной Программы Большого Театра, руководимой профессором Дмитрием Вдовиным.
Всё это произойдёт совсем скоро. Итак, пора нам в оперу скорей!
Людмила Краснова, ClassicalMusicNews.Ru